header
header
header
header
header    
header Главная arrow Калейдоскоп arrow Тайна колокольного звона.
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
Тайна колокольного звона. E-mail

Еще в советское время известный физик, член-корреспондент Академии наук СССР Фотий Шатунов доказал: полноактивный колокольный звон убивает бактерии в радиусе 70 км – стерилизует пространство. Гибнут даже такие микроорганизмы, как вирус гепатита, споры сибирской язвы. Кроме того, по словам ученого, если взять дореволюционное количество колоколов в России и посчитать потенциал их излучения в ультразвуковом диапазоне, то окажется, что по большим праздникам этот потенциал будет таким, что ракета средней дальности отклонила бы свою траекторию.

Колокола  и народные поверья.

Согласно поверью, колокольный звон обладает особой магической силой. Нечистые духи боятся колоколов и, заслышав их звон, улетают как можно дальше. Они ненавидят колокольную музыку, потому что она исходит от предметов священных, а также потому, что она нарушает ту атмосферу, в которой они влекут свое бесплотное существование.

Заслушав звон колокола, нечистая сила улетает как можно дальше, иначе звон охватит их своими звуками, как волнами, и завертит в страшном вихре, словно легкую лодочку в водовороте.

Первый удар колокола приводит нечисть в оцепенение, при втором ударе она в смятении бросается во все стороны, а при третьем вся сила бесовская, если не успеет убежать, проваливается в преисподнюю.

Именно в связи с этим принято, услышав церковный благовест, при первом ударе колокола во время Благовеста поднять голову вверх, после второго удара перекреститься, а после третьего - поклониться.

Поскольку в древности верили, что болезни вызываются бесами, то часто звонили в церковные колокола во времена эпидемий. В XVI и XVII веках с появлением чумы колокола звонили либо медленно и размеренно, либо часто и с перезвонами. Это делалось по предписанию тогдашних врачей - не из соображений, связанных с религией или суеверием, а потому, что полагали, что громкий звук разгоняет тяжелый, зараженный воздух, считавшийся одной из причин болезни.

Считается, что колокол - существо одушевленное. Многие предания утверждают, что церковные колокола живут и мыслят. В присутствии святого или когда неподалеку совершается преступление, они звонят сами собой.

Во времена парусного мореплавания корабельный колокол считался в каком-то смысле воплощением души судна. Моряки верили, что он звонит сам собой в тот момент, когда тонет потерпевший крушение корабль.

Странный гул, иногда издаваемый колоколом, когда до него никто не дотрагивается, считается верным знаком того, что еще до конца недели в приходе кто-то умрет.

Обычные колокольчики, как и церковные колокола, также окружены суевериями. Зазвенев сами по себе, они предвещают несчастье, а если два колокольчика в доме зазвонят одновременно - это к разлуке.

Когда появился первый колокол.

В IV тысячелетии до н.э. на территории современного южного Ирана и Турции, в Месопотамии и Египте уже существовала технология бронзового литья. Среди археологических находок VI-V вв. до н.э. встречается множество бронзовых колокольчиков - древнееврейские и древнегреческие, скифские и этрусские... Их размеры - от 2 до 9 см, некоторые удивительно похожи, хотя происходят из разных стран и относятся к различным эпохам. Как только люди научились добывать металл, они не могли не обратить внимание, как продолжительно и мощно звенит при ударе металл (а голос бронзы особенно красив).

Ряд исследователей полагает, что родина колоколов - Китай. Действительно, технология бронзового литья была создана в эпоху Ся (XXIII-XVIII вв. до н.э.) сохранился небольшой (4,5 см в высоту) колокольчик из сплава, содержащего 92% меди и 7% олова. В эпоху Шан (XVI-XI вв. до н.э.) колокола получают широкое распространение.

В числе предметов, найденных под пеплом Геркуланума и Помпеи (I в. до н.э.), встречались колокольчики высотой 14 и 17 см. В античном мире они выполняли, в основном, сигнальные функции. В Древнем Риме их звон оповещал об открытии рынков и бань, о поливке улиц, о казнях и других событиях городской жизни. Возницы, подъезжая к перекресткам узких улочек, звоном предупреждали о своем приближении, городские стражи подавали друг другу сигнал тревоги. Считалось, что колокольчик на шее домашних животных охранял их от злых сил. Позже он начинает выполнять декоративную функцию: им украшали колесницы и одежды знати.

Весть, призыв, торжество, красота, богатство, власть и святыня - так на исходе античности складывается семантический ряд, определяющий значение колокола. В окружении этих понятий он и вошел в христианскую религию.

Христианство и колокола.

Обычай созывать монахов на богослужение возник в христианских монастырях в Египте. В палестинских, сирийских, греческих монастырях до сих пор применяются особые доски (била), в которые ударяют колотушкой (клепалом).

Когда колокола были невелики, их вешали на фронтонах церквей. По мере увеличения веса для них стали сооружать небольшие башенки на крышах храмов. Звонили с земли, дергая за веревку. С VIII в. появляются сообщения о первых колокольнях, построенных отдельно от церквей. Позже романская и готическая архитектура объединили колокольню и церковь в единый ансамбль.

Усовершенствованная технология литья позволяла отливать колокола не только более крупные, но и издающие тон желаемого тембра. Уже в IX в. стали изготавливаться наборы колоколов (до 8 штук), создававшие определенный звукоряд. В раннем Средневековье они получили повсеместное распространение, и в странах христианской Европы с VII в. стали неотъемлемой частью повседневной жизни европейского города, а с IX в. - и европейского села. Колокол символизировал добро. Средневековый европеец верил, что его звон отводит козни дьявола, молнии, бури и т.д.

Изготовление колоколов расценивалось как священнодействие. Монах Теофил, живший на рубеже XI-XII вв., оставил первое подробное описание литья в трактате "Записки о разных искусствах". Для изготовления сплава Теофил предписывал взять четыре части меди и одну - олова (такое процентное соотношение сохранилось и по сей день, отклонения составляют лишь 1-2%).

В XII в. была разработана новая технология литья, обеспечившая высокое качество звучания и возможность увеличить вес колокола, впервые описанная в книге В. Бирингуччо "Пиротехния" (1540 г.) и сохранила основные черты до наших дней.

Вскоре появились комплексы, объединяющие до тридцати колоколов; система клавиш, по которым звонарь ударял кулаками, была дополнена педалями; колокола следовали друг за другом в соответствии с полутонами без пробелов (был создан звукоряд по системе европейской хроматической гаммы, состоящей из полутонов). Так получила завершение конструктивная схема нового инструмента - карильона.

Период с XII по XVI в. занимает, таким образом, особое место в истории колоколов: в эти столетия сформировалась их современная форма и технология литья, полностью определились функции.

На Руси.

Вероятно, колокола попали на Русь с Запада. Первое упоминание о них содержится в 3-й Новгородской летописи и датируется 1066 г.: "Приде Всеслав и взя Новгород, и колоколы съимыя Софие и паникадил съима". До наших дней дошли два древнерусских колокола домонгольского периода, еще от 39 сохранились фрагменты. Диаметр в нижнем основании колеблется от 30 до 60 см. Сплав, из которого они изготавливались, содержал от 20 до 24% олова, а форма напоминала западноевропейские образцы того времени.

Ранняя история колоколов на Руси сложилась так же, как и на Западе. Сначала их отливали монахи, но довольно скоро дело перешло к ремесленникам. Колокола освящались, но их никогда не крестили и не нарекали человеческими именами. Хотя часто давали прозвища: колокол с сильным, резковатым звучанием нередко звался "Лебедем", с мягким, приятным - "Красным", с неровным, дребезжащим - "Козлом", "Бараном". (Так, например, зовутся колокола звонницы Успенского собора в Ростове Великом.)

На Руси им приписывалась способность изгонять нечистую силу, развеивать козни и злые чары, отводить грозу, исцелять болезни. При этом они нередко подвергались суровым наказаниям. В 1771 г. набатный колокол Московского Кремля по указу Екатерины II был снят и лишен языка за то, что призывал к бунту. В 1591 г. по приказу Бориса Годунова та же участь постигла Угличский колокол, оповестивший народ о гибели царевича Дмитрия. На Руси колокола отмеряли ход времени, били тревогу, предупреждали о приближении неприятеля, созывали воинов, встречали победителей, приветствовали знатных гостей. Звук вечевого колокола созывал народные собрания в Новгороде и Пскове.

Русские тяжеловесы.

Путешественников, приезжавших в Россию, поражало не только обилие колоколов, но и их вес. Уже к середине XVI в. русские колокола превзошли по габаритам западные. Если европейские колокола весом 100-150 пудов (один пуд равен 16 кг) считались редкостью, то в России они были широко распространены. В Московском Кремле колокола такой "весовой категории" звучали по будням. Экземпляры весом до 600-700 пудов назывались полиелейными и благовестили по памятным дням, до 800-1000 пудов - именовались воскресными и звонили в воскресенье, от 1000 пудов и выше - праздничными, они оповещали о больших радостных событиях.

                                                                                           По материалам Интернета.

 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header