header
header
header
header
header    
header Главная arrow Новости календаря arrow 12 августа - День Рождения Е.П. Блаватской.
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
12 августа - День Рождения Е.П. Блаватской. E-mail

 

«Да внимает душа твоя каждому крику страдания подобно тому, как священный лотос обнажает сердце свое, чтобы упиться лучами утреннего солнца.

Не допускай, чтобы палящее солнце осушило хоть единую слезу страдания, прежде чем ты сам не сотрешь её с очей скорбящего.

И да ниспадет каждая жгучая слеза человеческая в глубину твоего сердца, и да пребывает она там: не удаляй её, пока не устранится печаль, её родившая.

О ты, сердце которого полно милосердия, знай, что эти слезы - струи, орошающие поля бессмертного сострадания. Только на орошенной почве расцветает полуночный цветок Будды, самый редкий из всех цветов. Это - зерно освобождения от рождения и смерти. Оно уединяет Архата и от духа распрей, и от вожделения, и ведет его через долины бытия к миру и блаженству, доступному только в стране Безмолвия и Небытия». Е. П. Блаватская, «Голос Безмолвия».

Есть люди, которые приходят в мир с ярко выраженной миссией. Эта миссия служения Общему Благу делает их жизнь мученичеством и подвигом, но благодаря им ускоряется эволюция человечества.

Такой была миссия Елены Петровны Блаватской. Более ста лет прошло с тех пор, когда в один из майских дней перестало биться сердце нашей великой соотечественницы. И только теперь мы начинаем осмысливать подвиг её жизни.

Е. П. Блаватская родилась в 1831 г., 12 августа, на Украине, в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), в аристократической семье, совместив в себе физическую наследственность трёх наций Европы (по материнской линии - потомственные князья Долгорукие и француз-эмигрант Бандре-дю-Плесси; по отцовской - она происходила от обрусевшей ветви князей Мекленбургских).

«Елена Петровна Блаватская взяла на себя подвиг очищения религий от всех позднейших наслоений, под которыми были погребены истинные их положения - те космические законы, нарушение которых чревато неисчислимыми бедствиями и в результате приводит к глобальной катастрофе. ...Великую миссию помочь пробудить «в каждой человеческой груди» Божественный Принцип добра, любви, милосердия ко всему живому, объединения всех людей в братский союз поверх различий рас, наций, религий и положила в основание своих трудов Е.П. Блаватская. С ней поступали немилосердно при её жизни и продолжали преследовать её имя градом непонимания и поношений после её ухода, но теперь наступило время, предсказанное Еленой Ивановной Рерих, когда "в будущей России имя её будет поставлено на должную высоту почитания". Она в духе с нами. Пошлём ей нашу признательность и любовь!» Н.Д. Спирина.

В одном из журналов «Вестника Российской Академии Наук» указывается, что в конце XX века резко возрос интерес - в том числе и в научных кругах - к теософской литературе. Ранее, вплоть до начала «перестройки» в середине 80-х годов XX века издание и изучение трудов Е. П. Блаватской было невозможно по идеологическим мотивам. В Советском Союзе философское наследие Е. П. Блаватской было запрещено, как несоответствующее официальной государственной идеологии, и подвергалось остракизму. Например, «Энциклопедический словарь» 1953 года называет теософию «одной из форм мракобесия реакционной буржуазии». Члены теософских обществ в России испытали на себе гонения со стороны властей. Крупнейшее в России Калужское теософское общество прекратило свое существование в 1929 году в связи с арестом 16-ти его членов.

Современные оценки трудов Е. П. Блаватской имеют широкий спектр мнений.

Так с одной стороны говорится о сборном, синкретическом характере учения Блаватской (указывается, что его основные идеи заимствованы главным образом из литературы французского оккультизма, а также религиозных учений буддизма, индуизма и гностицизма), представляющем собой синтез религии (очищенной от эзотеризма), абстрактной философии, а также отдельных представлений рационалистической науки.

Некоторые исследователи объясняют популярность учения Е. П. Блаватской в Европе тем, что оно предлагало своего рода религию, приспособленную к мышлению людей XIX века, пронизанному рационализмом и позитивизмом; в Индии оно отвечало исканиям здешних религиозных реформаторов, стремившихся связать ценности индуизма с ценностями других мировых религий.

С другой стороны, на Украине в Днепропетровске с 2004 года начал работу государственный «Музейный центр Е. П. Блаватской и ее семьи», который ставит своей задачей «возвращение имени Е. П. Блаватской в контекст национальной науки, культуры, общественной мысли». А также «активное участие в международной работе с целью научного осмысления трудов, общественного осознания значения наследия Е. П. Блаватской, его созидательного, духовно-объединительного потенциала».

Теософию Е. П. Блаватской оценивают как крупнейшее философское современное направление Запада, а жизнь и творчество Елены Петровны - как занимающие совершенно особое место в истории философии.

Указывается на то, что учение Е. П. Блаватской с самого начала формировалось как синтез философских воззрений и религиозных форм различных эпох и народов с современными ей научными идеями. По мнению авторского коллектива одного из современных российских учебников по религиоведению, её теософия была одной из первых попыток создания новой парадигмы мышления путём синтеза научного и вненаучного знания, а в самой «Тайной Доктрине» Е. П. Блаватской, по утверждению В. В. Фролова и Л. И. Тарновской, содержатся научные предвидения, которые на протяжении всего XX-го века находили экспериментальное подтверждение в физике, астрономии, биологии.

Е. П. Блаватскую называют «выдающимся мыслителем, заложившим первые камни в здание нового мышления, разработавшим основы космогенезиса и антропогенезиса», а её творчество сравнивают с творчеством русских философов, утверждая, что она стояла у истоков русского космизма.

Позиции Елены Петровны Блаватской отразилась в теориях русских космистов, были близки русскому авангарду в философии и искусстве. Согласно «Новейшему философскому словарю», «ее жизненный подвиг и вклад в мировую культуру высоко оценили Махатма Ганди, Джавахарлал Неру, Николай Рерих».

 «Чем больше справедливых и добрых слов будет сказано о великой русской женщине Е. П. Блаватской, тем это сейчас необходимее. Ещё недавно мы опять слышали, что некоторые люди книг не читают и в то же время со злорадством и несправедливостью невежества высказываются о том, чего они не знают и не желают. Печально, что некоторые люди желают бороться, только вовсе не там, где их борьба нужна. Елена Ивановна Рерих убеждена, что на Родине будет и Институт имени Е. П. Блаватской»  Н. К. Рерих, русский художник, философ, учёный.

Составлено по материалам Интернета.

 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header