header
header
header
header
header    
header Главная arrow Великие Женщины Мира arrow Великие Женщины 18 века arrow Блаженная Ксения Петербуржская.
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
Блаженная Ксения Петербуржская. E-mail

 Блаженная Ксения Петербуржская,

 (род. между 1719 и 1730 гг., ум. не позднее 1806 г.).

 Во всяком городе, в любом селе существует пришедший из древнего язычества и доживший до наших дней обычай особо почитать Хранителя места. И буддисты, и мусульмане, и христиане одинаково склонны верить в незримое присутствие небесных заступников, покровителей их родных мест. Покровители российских городов обычно несколько воинственны. Считается, что русскому человеку должен быть приятен образ защитника с огненным мечом. Но существовали и до сих пор существуют в народной традиции и иные святые заступники, веками почитающиеся наряду с грозными воинами. Их имена в сердцах людей уже давно превратились в синоним таких священных понятий, как Надежда, Утешение, Спасение, Сострадание и Милосердие. Их оружие – не сверкающий меч Божьего гнева, а тихое слово, любовь и понимание. Такова Блаженная Ксения Петербуржская, которую уже более двух веков горячо почитают обитатели города на Неве.

Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия от благочестивых и благородных родителей; отца ее звали Григорием, а имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Федоровичем Петровым, и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Но не долго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути: Андрей Федорович скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовою на двадцать шестом году ее жизни.

Совершенно неожиданная, внезапная смерть горячо любимого, цветущего здоровьем мужа так сильно повлияла на молодую 26-летнюю бездетную вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась сумасшедшей, лишившейся рассудка. Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые, и особенно после того, как Ксения раздала решительно все свое имущество бедным, а дом подарила своей хорошей знакомой Параскеве Антоновой. Родные Ксении подали даже прошение начальству умершего Андрея Федоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Начальство умершего Петрова вызвало Ксению к себе, но из разговоров с ней вполне убедилось, что Ксения совершенно здорова, а потому имеет право распоряжаться своим имуществом, как ей угодно.

Искренне верующая Ксения очень переживала оттого, что ее муж, внезапно скончавшись, не успел причаститься. И чтобы умолить Бога о прощении грешного супруга, она решилась ради любви на подвиг юродства. Тяжек жизненный крест юродивых. Юродивый сознательно и добровольно выставляет себя на люди умалишенным, принимая за это поругания, насмешки, издевательства, побои и презрение от окружающих его людей. Плотские люди смотрели на рабу Божью Ксению, не понимая того, что в душе ее со времени смерти мужа совершался великий переворот, происходило полное перерождение плотского в духовное. Слабоумие и истинное юродство не имеют между собой ничего общего. Наоборот, чтобы решиться на юродство, необходимо величайшее мужество, то есть наличие в человеке сильно развитой воли, и ясное сознание как о жизни вообще, так и об избираемом пути. Ведь если бы юродивый был никому не мешающим дурачком, то просто вызывал бы жалость и служил бы предметом забавы. Но юродивый, со своим мнимым сумасшествием, активно вмешивается в жизнь людей, которые не прощают ему этого, но всячески поносят его и гонят. Вот почему невозможно представить себе большего и тяжелейшего подвига, чем юродство. Этот подвиг нельзя взять на себя по своей воле и желанию, но только по откровению свыше и по благословению Господа Бога.

Горожане считали молодую вдову просто сумасшедшей. Днем ходила она по колдобинам грязных улиц, а ночью, в любую погоду уходила в поле и на коленях молилась до самого восхода солнца, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны света. Называла она себя не Ксенией, а Андреем Федоровичем, потому что еще во время похорон мужа заявила, что умерла Ксения, а Андрей Федорович жив. Она оделась в одежду мужа и откликалась только на имя Андрей Федорович. Вдова действительно казалась безумной. Ее дразнили и оскорбляли. Но мало-помалу к странностям блаженной привыкли, поняли, что она не простая побирушка-нищая, а какая-то особенная. Многие поэтому стали жалеть ее, старались чем-либо помочь ей. Видя едва одетую, измокшую или зазябшую юродивую, многие давали ей теплую одежду, обувь, милостыню, но Ксения ни за что не соглашалась надеть на себя теплую одежду и всю жизнь так и проходила в жалких лохмотьях. После того, как костюм мужа истлел, она оделась в красную кофту и зеленую юбку (или наоборот –зеленую кофту и красную юбку – цвета мундира мужа). Так и ходила она в этой одежде и зимой и летом. (Так и изображается она на иконах) Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника), и тотчас же отдавала их таким же беднякам, как и она сама. Мы можем лишь удивляться тому, как могла она, старенькая и слабенькая, выдерживать проливные, пронизывающие до костей, осенние дожди и страшные, трескучие морозы, когда на лету мерзнут птицы, и легко застывают хорошо одетые, молодые, здоровые люди! Нужно было обладать организмом сверхчеловеческим или носить в себе такой сильный, внутренний, духовный жар, такую глубокую, несомненную веру, при которой и невозможное становится возможным.

И Ксения блаженная такую веру имела. Великим смирением, подвигом духовной и телесной нищеты, любви к ближним и молитвою стяжала она благодатный дар прозорливости. Со временем народ приметил у якобы сумасшедшей нищенки этот особый дар. Ксения безошибочно предсказывала будущее – говорят, ни разу не ошиблась. Она предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны и царственного узника Иоанна Антоновича. Все, кто слушался ее советов, всегда чудом избегали бед или получали то, о чем не смели и мечтать. Однажды приходит Ксения к своей хорошей знакомой Параскеве Антоновой, которой она раньше подарила дом свой, и говорит ей: «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь и не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище!» Давно зная Ксению, Параскева тут же побежала в сторону кладбища и на одной из улиц увидела большую толпу народа. Оказалось, что какой-то извозчик сбил с ног беременную женщину, которая тут же на улице разрешилась от бремени мальчиком, а сама немедленно скончалась. Сжалившись над ребенком, бездетная Параскева взяла ребенка к себе. Узнать, кто была его умершая мать, кто был его отец, несмотря на усиленные старания, как Петербуржской полиции, так и самой Антоновой, не удалось. Она усыновила мальчика и дала ему прекрасное образование и воспитание. Впоследствии он сделался видным чиновником и до самой смерти берег и покоил свою приемную мать, будучи для нее самым почитающим и горячо любящим сыном. С глубоким благоговением относился он также к памяти рабы Божьей блаженной Ксении, которая так много добра оказала его приемной матери и такое участие приняла в судьбе его, едва родившегося и уже оставшегося полным сиротой.

Ксения помогала всем, особенно тем, у кого не заладилось с семьей. По её советам люди устраивали счастливые браки, усыновляли или брали на воспитание младенцев. Ей безоговорочно верили и прислушивались к ее словам. Слава о ней уже гремела повсюду. У рыночных торговцев была даже такая примета: если с утра Блаженная Ксения угостится чем-нибудь с их лотка – весь день жди удачной торговли. Извозчики наперебой предлагали свои услуги, стоило ей только появиться, – у них тоже существовала схожая примета. Ксения стала чем-то вроде талисмана для всего торгового и мастерового питерского люда.

Во многих делах помогала Ксения, и не только словами. Рабочие, строившие новую каменную церковь на Смоленском кладбище, стали замечать, что каждую ночь кто-то натаскивает на верхние леса строящейся церкви целые горы кирпича. Решили разузнать, кто мог быть этот даровой, неутомимый работник, таскающий для них кирпич. Оказалось, что это была раба Божья блаженная Ксения. С того момента по всему городу разнесся слух, что «такое праведное дело, как постройка церкви, в руках божьей угодницы».

В одиночестве совершала она жизненный путь свой. Между тем путь этот был длинный: целых 45 лет жила она после смерти своего мужа. И все 45 лет несла подвиг юродства. Умерла Блаженная в 1803 году, и на её могиле стали совершаться чудеса по молитвам верующих. Женщины, как правило, получали исцеление от бесплодия, а мужчины от пьянства. По преданию, она являлась к человеку, страдающему от запоев, и грозно говорила: «Брось пить! Слезы матери твоей и детей твоих затопили могилу мою!» Человек испытывал шок, и объятый ужасом, больше никогда не притрагивался к бутылке. Уже стал хрестоматийным пример – скорое выздоровление цесаревича, будущего императора Александра III, по молитве к святой Ксении его жены, будущей императрицы Марии Фёдоровны. Вполне естественно, что они родившуюся у них дочь назвали Ксенией.

Всенародное паломничество к месту ее захоронения на Смоленском кладбище началось с 1820 года. Посетители даже растащили могильный холмик – земля с ее могилы считалась священной. Каменную плиту, положенную на место холмика, тоже разобрали на кусочки. И следующую, и еще одну. Но вместо унесенных кусочков плиты паломники начали оставлять пожертвования. И в середине XIX века их набралось достаточно, чтобы воздвигнуть над могилой деревянную часовню, которая сразу же превратилась в одно из самых популярных в Петербурге мест паломничества. В 1901г. по проекту А.А. Всеславина была начата постройка новой часовни в русском стиле, освященной в октябре 1902 года. Со всего города потянулись люди с просьбами о помощи в бедах и в поисках ответов на насущные жизненные вопросы. Со временем часовня стала местом паломничества православных со всей России. Верующие продолжали ходить к ней и после революции в тяжелые времена гонений на церковь.

В 1930-1940 годах часовня Блаженной Ксении в Ленинграде была закрыта. Двери её были забиты, заделаны фанерой окна, чтобы не было возможности заглянуть внутрь. Дорожку вокруг часовни залили асфальтом, чтобы верующие не могли взять земельки с могилы блаженной. Городские власти замуровали могилу, а в часовне поместили сапожную мастерскую. Но сапожники не смогли там работать – все из рук валилось. В часовню въехала скульптурная мастерская – тот же результат. Часовню обнесли забором и окопали рвом. Но поток паломников не иссякал. Люди начали оставлять на заборе записки с просьбами – как на Стене Плача в Иерусалиме. Просили о разном: избавиться от греха или болезни, поступить в институт или выйти замуж, отвратить от пьянства, вернуть радость жизни… Просили даже спасти мир и прекратить войны.

Но праведница Ксения славится не только помощью в невзгодах и жизненных трудностях – за кощунство она может сурово наказать. Ходят слухи об одном из сторожей Смоленского кладбища, который, будучи изрядно пьян, поспорил с друзьями, что «переспит с Ксенией Блаженной», и остался ночевать на ее могиле. Наутро он обнаружил на одежде и теле странную плесень, а через несколько дней его здоровье начало стремительно ухудшаться. Говорят, что спасли парня с огромным трудом – симптомы его болезни были странно похожи на легендарное «проклятье фараонов», поражающее тех, кто присутствовал при вскрытии египетских гробниц и саркофагов.

Существует также масса современных легенд о появлении Ксении в «живом» обличье. Считается, что в тяжелые, критические для города и страны времена она спускается с небес и лично помогает нуждающимся. Огромное количество воспоминаний о чудесном спасении, подаренном хрупкой пожилой женщиной в платочке, принадлежит времени Великой Отечественной войны и ленинградской блокады.

Жители Петербурга рассказывают, что Блаженная Ксения и сейчас бродит по городу, неотличимая от обычной пенсионерки с палочкой. Кого-то утешит, кому-то даст совет, кого-то пристыдит, на кого-то взглянет – и пропадает тяжелая тоска, возвращается надежда, просыпается радость…

В 1988 году эту наиболее любимую народом Хранительницу города признала и официальная церковь - Блаженная Ксения, или Ксения Петербуржская, как ее называют в народе, была канонизирована и причислена к лику святых.

 
« Пред.
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header