header
header
header
header
header    
header Главная arrow Новости календаря arrow 28 марта - 420 лет со дня рождения Яна Амоса Коменского
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
28 марта - 420 лет со дня рождения Яна Амоса Коменского E-mail

 

Чешский педагог-гуманист, писатель, мыслитель,

общественный деятель, основоположник научной педагогики, изобретатель классно-урочной системы.

От какой книги следует вести родословную всей детской литературы?.. Знатоки сходятся на том, что, очевидно, от «Мира чувственных вещей в картинках» Яна Амоса Коменского. Именно он создал первую книжку специально для детей, и случилось это больше трёхсот пятидесяти лет назад, в 1658 году. Вместе с тем это была и первая познавательная детская книга - прообраз многочисленных детских энциклопедий, ставших теперь привычными.

Обширное педагогическое наследие Коменского переоценить невозможно. Он является основоположником дидактики - одного из разделов педагогики, излагающего теорию образования; примечательно, что сам Коменский не разделял обучение и воспитание, а рассматривал их как единое целое («Великая дидактика», 1633-1638). Ключевой принцип, положенный в основу его науки, - принцип природосообразности - не утратил своего значения и по сей день.

Коменский считал, что чем раньше начнётся воспитание ребёнка, тем лучше. Вот его собственные слова: «Невозможно уже выросшее кривое дерево сделать прямым. И семья - это первый сад, где вырваны сорняки и где выпрямляется молодой ствол, чтобы расти ровным и распустить все ветви». Оттого таким важным и существенным для всей деятельности великого педагога представляется его труд «Материнская школа» (1632) - по сути, первое в мире руководство по семейному воспитанию, имеющее поясняющий подзаголовок: «О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет, то есть необходимые и наглядные правила, в которых благочестивые родители сами и через нянь, воспитателей и других своих помощников должны самое драгоценное своё сокровище, дитя своё милое, упражнять и вести (по пути жизни) в раннем и начальном возрасте».

Коменский Ян Амос родился 28 марта 1592 года в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии - "Театр всех вещей" (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка ("Сокровищница чешского языка", 1612-56). В 1614 Коменский - учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 гг. жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения - Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В 1627 Ян Амос  приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою "Дидактику" на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав "Великой дидактикой" (1633-38), подготовил несколько учебников: "Открытая дверь к языкам" (1631), "Астрономия" (1632), "Физика" (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания - "Материнская школа" (1632).

Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.

В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1650 Коменский был приглашён для организации школ в Венгрии, где попытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении "Пансофическая школа" (1651).

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе "Открытой двери к языкам" написал ряд пьес, составивших книгу "Школа-игра" (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник "Мир чувственных вещей в картинках" (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Переехав в Амстердам, продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих", в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966 г. Итог своей долгой жизни Коменский  подвёл в сочинении "Единственно необходимое" (1668). По своим философским взглядам был близок к материалистическому сенсуализму, который самому Коменский представлялся философией простого народа. Признавая три источника познания - чувства, разум и веру, главное значение придавал органам чувств. В развитии познания он различал 3 ступени - эмпирическую, научную и практическую. Коменский считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма.

Вместе с тем в определении цели воспитания у  Коменского отчётливо чувствуется влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.

Исходя из познаваемости мира, Коменский считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом. Отсюда делает вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению Коменского, он должен подчиняться общим её законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.

Вопросы воспитания и обучения  Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убежден в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Он также разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии  вводились наряду с традиционными "семью свободными искусствами" естествознание, история, география). Коменский изменил и содержание самих "свободных искусств", связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия - высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в "Чешской дидактике", Коменский в "Пампедии" расширил, добавив к ней "школы зрелого возраста и старости", в которых "преподаёт" сама жизнь.

В большинстве педагогических работ  Коменского содержатся высказывания об учителе, а в "Пампедии" есть специальная глава. Учитель, по Коменскому должен владеть педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.

Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.

Умер 15 ноября 1670 года в Амстердаме.

Изображение Коменского на барельефе, украшающем здание школы в Долани (Чехия).

 

 

 

 

 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header