header
header
header
header
header    
header Главная arrow Частые вопросы arrow 8. Отношение Блаватской и Агни Йоги к исламу
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
8. Отношение Блаватской и Агни Йоги к исламу E-mail

В «Гостевой книге» задан вопрос:

"Меня давно интересует один вопрос: есть ли где-то в Агни-Йоге или в книгах Блаватской описание или характеристика, - в общем, что-нибудь, что выражало бы отношение авторов к исламу и миссии Мухаммеда? Есть какие-то мимолетные упоминания, но ничего серьезного и развернутого я не нашла. Откуда такая дискриминация? Эту религию старались просто не замечать? Блаватская нападала на христианство, но об исламе ни слова..."

Начнем с мягкого возражения автору вопроса - Е. П. Блаватская не «нападала на христианство», как указано в вопросе, а совершенно справедливо критиковала папскую власть католической Церкви за отход от Заветов Христа, торговлю отпущением грехов, индульгенциями, подмену духовного водительства борьбой за власть и деньги. О православии же Елена Петровна отзывалась с большой теплотой и почтением.

Ответ на вопрос об отношении Блаватской и Агни Йоги к исламу и Мухаммеду будем искать, внимательно рассматривая немногочисленные выдержки из «Тайной доктрины», Писем Елены Ивановны Рерих и Учения Агни Йоги. Упоминаний об исламе и пророке Мухаммеде в упомянутых источниках, действительно, очень немного. Но называть это дискриминацией, вряд ли правильно. Познакомившись поглубже с Агни Йогой, можно видеть, что, конечно же, не все религиозные и философские традиции упоминаются в ней. Но Агни Йога как синтезирующее Учение XX века вобрала в себя всё самое значительное из наиболее важных религиозных и философских традиций. Подробней с этим можно познакомиться в разделе «Эзотерические корни Агни Йоги» заочной школы  нашего сайта http://olegkr44.beget.ru/content/view/60/34/

Рассмотрим теперь наиболее значимое упоминание  об исламе, данное в предисловии к «Тайной Доктрине»:

«Но может быть полезно подтвердить со всею ясностью, что учения, заключенные в этих томах, хотя бы и отрывочные и неполные, не принадлежат какой-либо одной религии, как-то индусов, Зороастра, халдеев и египтян, ни к Буддизму, Исламу, Иудаизму или Христианству, исключительно.  Тайная Доктрина  является сущностью всех их. Рожденные от  нее в своих началах, различные религиозные системы возвращаются теперь к своему первоначальному элементу, из которого произошла, развилась и материализовалась каждая тайна и догма».

Из этой выдержки с полной ясностью следует, что «Тайная Доктрина» излагает сущность изначального учения о мироздании, не разделенного на ограниченные взгляды различных религий. Поэтому нет необходимости в том, чтобы в этом учении отдельно говорилось об исламе. Полемичность же трудов Елены Петровны Блаватской в отношении христианской религии объясняется, очевидно, тем, что сама Блаватская происходит из христианского мира. Да и Тайная Доктрина написана на английском языке, языке христианской среды, ведь не существует ни одной англоговорящей страны исповедующей ислам. Наконец, Блаватская вынуждена в ряде случаев полемизировать именно с христианскими учеными и теологами, поскольку в западной светской и научной среде их мнение и слово были представлены несравненно более широко, чем слово мусульманских ученых и теологов.

Наиболее значимое высказывание Агни Йоги об учении Магомета выглядит так:

Знаки Агни Йоги, 469.

«Через три столетия после ухода Благословенного Учение уже наполнилось религиозными спорами. Не прошло века, как христианство проявило крайнюю нетерпимость. Последнее возглашение Магомета началось с фанатизма. Религиозные споры уничтожили смысл Учения, потому теперь зовем к особой терпимости, отклоняя споры».

Благословенным Агни Йога называет Будду. Смысл настоящего параграфа в том, что наиболее старое учение Будды дольше не подвергалось искажениям («три столетия»), чем более молодое учение Христа («не прошло века»). А последователи самого молодого учения Магомета уже в дни смерти пророка раскололись на враждующие  группировки («началось с фанатизма»), что сыграло свою роль и в дальнейших немирных судьбах ислама. Агни Йога говорит, что религиозные споры уничтожали смысл каждого учения, и естественно, это, с учетом сказанного о сроках, в особой мере относится именно к учению Магомета. По-видимому, отсюда и нечастые упоминания в Агни Йоге об исламе.

Посмотрим далее, что пишет по интересующему нас вопросу Елена Ивановна Рерих в «Письмах»:

10.09.34. «Вспомним воинствующий фанатизм мусульманского мира. Не забудем, что буддисты были изгнаны и истреблены в Индии браминской сектой, и сейчас еще не редки кровавые расправы между мусульманами и индусами...».

04.06.37. «А ныне последователи Христа и Магомета перерезают друг другу горло во имя и для славы своих верований и т. д. ...» - Так Вы не согласны, что вырождающиеся религии являются большим злом? Вы не согласны, что религии вызывали самые большие кровопролития и что большинство служителей религии пресекали каждое нахождение в области науки и тушили каждую смелую мысль, открывавшую Беспредельность познавания? Но, по счастью, еще сохранились исторические хроники!

Также нужно понять, что Автор письма, конечно, имеет в виду искаженные, выродившиеся религии, а не основы Учений Великих Носителей Света. Думаю, что Вы сами согласитесь, что некоторые установленные догмы и действия представителей церкви очень часто совершенно не отвечали и не отвечают и по сей день духу Учения их Основателей. Ведь не будем же мы с Вами возвращаться к истории церковных соборов, к гонению на таких великих отцов христианства, как Ориген, Климент Александрийский, Иоанн Златоуст и Григорий и Афанасий Великие и пр., их невежественными коллегами? Или же воскрешать в памяти папские хроники со всеми ужасами инквизиции и Варфоломеевской ночи? Также не будем вспоминать уничтожение буддийских храмов и общин и вырезание буддистов браминами, магометанами и китайцами, или вечную вражду между индусами и мусульманами, ежегодно уносящую многие жизни из-за зарезанной коровы или подброшенной в храм свиньи! Все это продолжается и будет продолжаться, пока лучшие умы среди духовных отцов не поймут, в чем и как жестоко они погрешили против заветов великих Учителей и Основателей. Нельзя безнаказанно держать в тисках невежества сознание человечества. Рано или поздно дух человеческий проснется и возопиет, и сбросит с себя все оковы. Оглядываясь назад, можно найти глубокие причины, подготовившие падение старого мира. Удушение мысли и духа, которое проводилось в некоторых странах, породило все последующие безумия. Мысль есть венец создания, и убийство ее есть тягчайшее преступление. Гонимые и лучшие духовные отцы давно осознали это и сказали - «ад есть невежество».

24.05.38. «Недели три тому назад в Пенджабе скончался весьма известный и уважаемый мусульманский поэт Икбал. Перед самым уходом он написал четверостишие, смысл которого был - «Рай существует для всех». После его смерти в печати сразу появилось несколько толкований этого четверостишия. Правоверные магометане, возмущенные тем, что рай, по словам такого авторитетного лица, оказался доступным для всех, т.е. и для иноверцев, начали утверждать, что слова эти на том наречии, на котором они были написаны, означают как раз обратное, именно - рай не для всех. Также были приведены еще иные значения этих слов в их сочетаниях, и так до сих пор никто не может установить точного смысла последней мысли поэта. Судя по газетам, имеется уже пять различных толкований. Не то же ли самое происходило и еще происходит со всеми учениями, философиями и даже с мыслями обыкновенных людей?»

26.01.39. «Так, говоря с мусульманином, Вы не начнете с восхваления Вл. Будды или же с унижения Магомета, но обменяетесь с ним всем тем прекрасным, что имеется в его религии, и, при случае, глубже и шире поясните значение некоторых речений Магомета, которые входят в сокровищницу мировой мудрости».

Приведенные выдержки из «Писем Е. Рерих» вполне выражают ее отношение как к современному исламу (вырождающиеся религии являются большим злом; некоторые установленные догмы и действия представителей церкви очень часто совершенно не отвечали и не отвечают и по сей день духу Учения их Основателей), так и к самому Мухаммеду (...поясните значение некоторых речений Магомета, которые входят в сокровищницу мировой мудрости).

 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header