header
header
header
header
header    
header Главная arrow Здоровье и активное долголетие arrow ДУХОВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ arrow 4. МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ЛЮБИТЬ? Т.А.Проценко
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
4. МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ЛЮБИТЬ? Т.А.Проценко E-mail
«Любите жизнь во всей ее бесконечности, во всей беспредельности. Худшая болезнь есть усталость жизнью, при ней просыпаются спящие враги человека. Он погибает от многих болезней, и такая самогибель подобна самоубийству». «Надземное», 886.

 

 

 

Говорят, что люди живут только наполовину, – некоторые ученые и психологи идут в своих утверждениях еще дальше – по их мнению, человек использует лишь 10% своих потенциальных возможностей. Это касается и органов чувств, и резервов интеллекта, и возможностей тела. Но это касается и возможностей эмоциональных и духовных, нереализованной способности наслаждаться и радоваться жизни, ее красоте, прелести и разнообразию. И сердце наше испытывает лишь 10% той любви, которую могло бы испытать.

 В чем причина такого самоограничения, принуждающего нас вести образ жизни, мало чем отличающийся от неволи? Очень многие психологи отвечают – это происходит от нелюбви к себе, от неумения и нежелания любить себя. Одна эта фраза у большинства людей вызывает вполне предсказуемые ассоциации, выражаемые такими словами, как «эгоизм», «самомнение», «индивидуализм» и т.д. Однако на самом деле, любовь к себе является началом всякой человеческой любви – к детям, к миру, к другому человеку, к природе, к Богу. Во многих учениях и философских системах говорится о том, что мы все время проецируем вовне то, что происходит у нас внутри. Если основной, базовой потребностью человека является стремление быть любимым и нужным, то как можно надеяться получить это от других, если не находишься в мире с самим собой? Как можно надеяться на излечение или на долгую жизнь, если в глубине души постоянно недоволен собой, постоянно контролируешь и душишь себя, иногда даже ненавидишь себя? Неврозы и депрессии, в конце концов, распространяющиеся и на тело, - это проблема личности, а не окружающих ее условий. Это состояние внутреннего раскола, состояние войны внутри нас самих.

В чем причина? Скорее всего, в том, что мы привыкли свою ценность определять как нечто, пришедшее откуда-то извне. Человек с самого раннего детства ориентируется на оценки, которые ставят его внешности, поведению и способностям другие люди. С возрастом эта установка только укрепляется и углубляется. Если раньше нас оценивали только родители, то теперь мы находимся в самой гуще довольно запутанных общественных отношений, где вынуждены подстраиваться под мнение очень многих людей. И так как «на всех не угодишь», мы очень часто испытываем ощущение неудачи, неловкости, дискомфорта, происходящих оттого, что в очередной раз «не вписались» и «потеряли лицо». Так формируется в нас манипулятор. Так постепенно усиливается состояние внутренней боли, конфликта и усталости. Так постепенно оформляется хроническое недовольство собой, переходящее иногда в ненависть к самому себе. Разумеется, ни о каком здоровье и долголетии в этом случае не может быть и речи.

Все мы воспитаны на евангельском «возлюби ближнего как самого себя». Но в этом святом речении совершенно очевидно подразумевается, что вначале мы должны научиться любить себя, чтобы, любя ближнего, имели на что ориентироваться. Если мы на настоящий момент начнем любить окружающих так, как любим себя, то, боюсь, окружающим сильно не поздоровится. Наше отношение к самим себе лучше вовне не проецировать. На самом деле, у всякого человека имеется определенный образ самого себя (Я-концепция), который, во-первых, определяет его поведение, во-вторых, - его отношения с другими людьми. При неправильной самооценке (чаще всего – заниженной) человек боится вступать в контакты с миром и людьми, кроме разве что самых необходимых, он боится нового, так как не знает, адекватно ли на него прореагирует. Он становится конформистом, так как «быть как все» означает минимальную вероятность ошибок в данной ситуации. Он боится любви, потому что считает, что недостоин ее и не знает, как на нее ответить. Зависимость от мнения других, безынициативность, эмоциональная «зажатость», отсутствие теплоты во взаимоотношениях – следствие той же сниженной самооценки и нелюбви к себе.

Разумеется, изворотливая человеческая психика находит замены и противовесы. Физические заболевания – частая замена, так как физическая боль переносится легче душевной, и намного легче и «достойнее» ссылаться на свои болячки, чем признаться в своем ничтожестве как личности. Очень частая замена любви к самому себе и любви других – алкоголь и наркотики.

Известный философ В. Гумбольдт полагал, что со временем болезнь будет расцениваться как извращенное мышление, и болеть будет постыдно. Автор думает, что это изречение полностью применимо к нелюбви к самому себе, ибо что еще может быть извращенней?

Болезнь, если только она не наследственная, - всегда следствие невежества и омраченности, - так считали тибетские лекари.

Болезнь возникает, когда к своему здоровью и психике относятся легкомысленно, когда ведут искаженный, больной образ жизни, «проматывая» все свои резервные возможности, которых хватило бы еще на несколько десятилетий жизни более разумной.

Болезнь возникает, когда гонишься не за своими, а за ложными, навязанными тебе кем-то ценностями, суетишься, боишься не успеть и потому постоянно держишь психику и тело в состоянии стресса.

Болезнь возникает, когда надрываешься в попытках достичь того, чего достичь, по своим психофизическим данным, не можешь, а если и сможешь, то надорвешься.

Болезнь возникает, когда игнорируешь свои истинные желания и потребности, заменяя их суррогатами своего и чужого ума, когда не слушаешь сердце, а ориентируешься на моду и престиж.

Болезнь возникает, когда лжешь, трусишь и притворяешься, когда делаешь подлость, прекрасно это осознавая, когда подавляешь свой гнев в ответ на явную несправедливость, на попирание своего достоинства.

Болезнь возникает, когда испытывают постоянный страх, – за свое место и должность, за свой образ в глазах окружающих, страх ожидания наказания за какие-то проступки.

Болезнь возникает тогда, когда терпишь то, что нельзя терпеть, гасишь в себе то, что нельзя гасить, отказываешься от того, от чего нельзя отказываться, не делаешь того, о чем мечтал всю жизнь.

Болезнь возникает тогда, когда предпочитаешь спокойное, застойное, рутинное существование риску новых переживаний, новых жизненных поворотов, новых обстоятельств.

Все вышеперечисленное – отражение крайнего неуважения и нелюбви к себе.

Л.Толстой писал: «Не думай, чтобы мудрость представляла из себя свойство только особенных людей. Мудрость необходима всем людям и потому свойственна всем людям. Мудрость в том, чтобы знать свое назначение и средства исполнять его».

Любишь ли ты себя, читатель? Любишь ли настолько, чтобы выполнить нижеследующее:

  • оценить себя объективно: свой характер, свои комплексы, страхи, недостатки, свое состояние здоровья и психики;
  • честно ответить на вопрос: «Чем именно недоволен я в самом себе и своей жизни?»
  • честно ответить на вопрос: «Испытываю ли я комплекс вины?»
  • честно ответить на вопрос: «Испытываю ли я чувство глубокой и непреходящей обиды к кому бы то ни было?»
  • честно ответить на вопрос: «Испытываю ли я страх перед чем-либо?»
  • честно ответить на вопрос: «Чего я в действительности хочу от жизни, к чему испытываю искреннюю склонность, о чем мечтаю, ради чего хочу жить?»
  • честно ответить на вопрос: «В состоянии ли я принять себя таким, каков я есть, не ориентируясь на мнение окружающих и на то, каким бы я хотел себя видеть в идеале?»
  • честно ответить на вопрос: «Делаю ли я то, что внутренне не хочу делать, контактирую ли я с теми, с кем на самом деле не хочу общаться, стремлюсь ли к тому, к чему в глубине души меня не тянет?»
  • честно ответить на вопрос: «Испытываю ли я искреннее и глубокое удовольствие от чего бы то ни было?»

Любовь к себе – это когда любишь свое тело, бережешь его и ухаживаешь за ним.

Любовь к себе – когда не только «живешь ради других», но и проявляешь разумный эгоизм, когда речь идет о своем здоровье.

Любовь к себе – когда вкладываешь деньги и свободное время в первую очередь в свое тело и душу, а не в пустые развлечения, приобретение модных вещей, болтовню и телевизор.

Любовь к себе – внимательный ежедневный самоконтроль состояния психики и тела и своевременная коррекция нарушений хотя бы в виде более продолжительного отдыха.

Любовь к себе – когда позволяешь себе быть искренним, открытым и естественным тогда, когда тебе это хочется, веселиться, когда тебе хочется, испытывать радость от жизни, когда тебе это хочется, когда не отказываешь себе в удовольствиях и не испытываешь при этом чувства дискомфорта оттого, что другие всего этого делать почему-то не хотят.

Любовь к себе – это стремление жить долго, счастливо и с радостью, стремление не абстрактное, а подкрепленное выбранной линией жизни, образом жизни, ближайшими и отдаленными реальными конкретными целями.

Любовь к себе – это умеренный гедонизм, стремление получать удовольствие от дела, которым занимаешься, от людей, с которыми общаешься, от природы, музыки, книг и вообще от настоящего мгновения и самого факта жизни.

Любовь к себе – это позволение себе любить других людей, мир, Бога и принятие любви от них.

Любовь к себе – это нелюбовь к застою, успокоенности, улаженности и тупиковости.

Любовь к себе – это жажда новых событий, новых ощущений, эмоций, это стремление к росту и развитию.

Автор, конечно, перечислил далеко не все (да, наверное, это и не нужно). Конечно, фон нашей общественной морали и господствующих религиозных воззрений таков, что о любви к себе говорить как-то не принято. Но автор, как врач, достаточно насмотрелся на людей, которых иначе как мазохистами, маниакально и последовательно вредящими себе, не назовешь. Смешнее всего то, что некоторые, являясь последователями определенных религиозных традиций, пытались заставить себя любить окружающих, будучи сами глубоко больными и по сути своей несчастными! Поэтому автор считает жизненно необходимым для человека, хоть сколько-нибудь озабоченного своим здоровьем, любовь к себе в умеренных дозах. От этого будет много пользы и себе, и окружающим.

Людям, в характере и жизненном настрое которых ярко выражены жертвенные мотивы, которые живут не для себя, а для детей, дела, идеи, искренне религиозных людей, видящих смысл жизни в постоянном служении ближнему, автор скажет следующее. Елене Ивановне Рерих, выполняющей, без преувеличения, миссию космического масштаба, Владыка, дававший ей наставления, неоднократно повторял: «Берегите здоровье». Никакой человек, какими бы высокими мотивами он ни руководствовался и как бы ни желал улучшить мир, не сможет этого сделать в полную меру своих умений и способностей, если не будет хоть немного любить себя и беречь себя, хотя бы во имя ведущей его идеи.

 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header