«…Из всех мистиков Сведенборг, несомненно, больше всех повлиял на теософию; однако он оставил ещё более глубокий след в официальной науке. Ибо если как астроном, математик, физиолог, натуралист и философ он не имел себе равных, то в психологии и метафизике он, несомненно, был позади своего времени…» Е.П. Блаватская «Теософский словарь». Сведенборг Эммануэль (Swedenborg, Emanuel), шведский ученый, философ и теолог. Родился 29 января 1688 в Стокгольме в семье профессора теологии Упсальского университета, епископа Скары. Семья носила фамилию Сведберг, но когда отец, став епископом, был возведен в дворянское достоинство (1719), он взял фамилию Сведенборг. Сведенборг учился в Упсальском университете, много путешествовал по Европе. Вначале его интересовало естествознание – физика, математика. В этой сфере он достиг впечатляющих успехов, а его познания в минералогии позволили ему стать асессором в Королевской горной коллегии (1716), и этот пост он занимал более 30 лет. Сведенборг написал множество важных научных работ и издавал научный журнал «Северный Дедал» («Daedalus hyperboreus»), посвященный вопросам механики и изобретательства. В своих космогонических теориях и в области механики Сведенборг значительно опередил свое время и предсказал множество позднейших открытий; его теория туманностей предвосхитила гипотезы Канта и Лапласа. Он выдвинул также молекулярную теорию, развивал теорию космических атомов, основал науку кристаллографии, предложил способ определения географической долготы в открытом море по звездам, изобрел слуховой рожок для глухих, разработал механизм для транспортировки судов по земле, создал проекты пулемета, подводной лодки и летательного аппарата. В качестве побочного результата исследования местоположения человеческой души и доказательства ее бессмертия разработал современную теорию атомной структуры материи. Теософ-мистик и медиум, известный своими видениями и проникновением в тонкие планы, где он созерцал посмертную жизнь душ умерших. Сведенборг писал: "Мною не написано ни одного слова лжи, я всегда говорил только правду". Почётный член Петербургской АН (с 1734). Написал значительное число научных работ по горному делу, математике, астрономии и др. ("Труды по философии и минералогии", 1734), автор ряда технических проектов (в т. ч. летательного аппарата с жёстким крылом). Стремясь к объяснению системы мироздания, Сведенборг под влиянием Р. Декарта, И. Ньютона и Дж. Локка первоначально развивал механистическую концепцию, которая затем уступает место спиритуалистической натурфилософии, родственной неоплатонизму. В ряде работ начала 40-х гг., посвященных вопросу о соотношении духа и материи ("Oeconomia regni animalis", т. 1-2, 1740-41, и др.), затрагивается широкий круг проблем анатомии, физиологии и психологии В 1743 Сведенборг ушел в мистицизм. В 1745 он опубликовал трактат «Почитание Бога и любовь Бога», а в 1749 завершил восьмитомный труд «Небесные тайны» (Arcana coelestia). За этими работами последовали другие книги на теологические темы, из которых наибольшей известностью пользуется «О небе, аде и мире духов» (1758) и «Объяснение Апокалипсиса» (Apokalypsis revelata, 1766). Сведенборг считал, что боговдохновенное Откровение, или Слово, содержится в некоторых (но не во всех) библейских книгах. Это Слово, однако, заключается не в общепринятом смысле записанного текста, но в более или менее скрытом духовном смысле. Умер Сведенборг в Лондоне 29 марта 1772 и был похоронен в Шведской лютеранской церкви, но в 1908 по просьбе Шведского правительства его останки были торжественно перенесены в Швецию и захоронены в кафедральном соборе Упсалы.
|