header
header
header
header
header    
header Главная arrow Здоровье и активное долголетие arrow Духовно-психологические аспекты arrow 17. ЗДОРОВ ЛИ Я? Т.А.Проценко
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
17. ЗДОРОВ ЛИ Я? Т.А.Проценко E-mail
«Ученые должны отрешиться от условных ограничений, и тогда они вступят на новые необозримые пути. Для этого нужно осознать, что каждый человек есть микрокосм в полном смысле этого слова. Не трудно также понять, что каждый микрокосм индивидуален и неповторяем. Химизм каждого микрокосма будет особенным, так же как каждая малейшая частица Макрокосма будет индивидуальна; такое условие не противоречит сущности мировых законов. Они обнимают всевозможные условия и находят в неповторяемой индивидуальности всего Сущего лишь горнило новых сочетаний энергий. Не могут энергии обновляться без индивидуальных столкновений; таким образом можно чуять, что давно указанное Единство есть конгломерат множества индивидуальностей». «Надземное», 740.

 

 

 

 

 

 

 

 

В Агни Йоге постоянно звучит призыв, обращенный к врачам, – изучать не больного, а здорового человека. «Врачи избегают изучать здоровых людей, и, таким образом, они упускают из виду ценную страницу, ведущую в будущее» («Сердце», 318). Что это значит? По каким критериям медики могут отличить больного человека от здорового? Как сам человек может определить – здоров он или нет? Тот примитивный (иначе не скажешь) набор весьма приблизительных данных, якобы свидетельствующих о здоровье или нездоровье, который принят в современной медицине, явно и уже давно устарел. Отсутствие жалоб, общее удовлетворительное состояние, нормальная электрокардиограмма, стандартные цифры артериального давления, показатели общего анализа крови и мочи, не выходящие за пределы нормы, – вот все, что понимает под здоровьем практическая медицина. «Обычно считают здоровым организм, который не чувствует болей, но такое определение примитивно» («АУМ», 530). Правда, можно еще посетить психиатра, но тут совсем просто – если нет шизофрении или каких-то иных серьезных психических заболеваний, – то «здоров».

На самом деле, если вникнуть в вопрос, то становится понятным, почему в Агни Йоге говорится, что врачи до сих пор не знают, что есть здоровый человек. В научных определениях здоровья царит полная несуразица, нет полноценной теории здоровья, и потому никто толком не объясняет, что нужно делать, чтобы не заболеть, и как самому человеку понять – здоров он или болен, чтобы в последнем случае срочно предпринимать необходимые меры. На сегодняшний день существует больше ста трактовок здоровья, сформулированных представителями многих научных дисциплин. Наиболее общепринятой является трактовка Всемирной организации здравоохранения – «здоровье есть состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Однако эта формулировка, принятая в 1946 году, грешит неконкретностью и явно не годится для XXI века на фоне громадного массива новейших данных о феномене человека. Ясно, что определение здоровья должно быть интегративным1 и холистическим, рассматривающим человека как целое. На взгляд автора, такой холистический2 подход звучит в наибольшей степени в трудах А.Маслоу (о котором уже упоминалось в связи с исследованиями самоактуализирующихся личностей). Маслоу обозначил перечень базовых человеческих потребностей. Он писал:

«На основании всего вышеизложенного я со всей прямотой и резкостью заявляю, что человека, неудовлетворенного в какой-либо из базовых потребностей, мы должны рассматривать как больного или, по меньшей мере, «недочеловеченного» человека. Нас ничто не останавливает, когда мы называем больными людей, страдающих от нехватки витаминов и микроэлементов. Но кто сказал, что нехватка любви менее пагубна для организма, чем нехватка витаминов? Зная о патогенном влиянии на организм неразделенной любви, кто возьмется обвинить меня в ненаучности на том лишь основании, что я пытаюсь ввести в сферу научного рассмотрения такую «ненаучную» проблему, как проблема ценностей? Терапевт, столкнувшись с цингой или пеллагрой, рассуждает о роли витаминов, с тем же правом психолог говорит о ценностях. Следуя этой аналогии, можно сказать, что главной движущей силой здорового человека является потребность в развитии и полной актуализации заложенных в нем способностей. Если человек постоянно ощущает влияние иной потребности, его нельзя считать здоровым человеком. Он болен, и эта болезнь так же серьезна, как нарушение солевого или кальциевого баланса».

Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, это делает их жизнь значительной и осмысленной. Мы уже говорили, что наличие потребности и ее удовлетворение является основой богатой эмоциональной жизни человека со всеми сопутствующими физиологическими процессами. Без каких-то целей человек, конечно, может жить, так же как без желаний и эмоций, однако жизнью в полном смысле слова это не назовешь. Собственно говоря, зачем такому человеку долголетие и здоровье, что он с ними будет делать?

Маслоу выделил иерархически следующие виды потребностей:

  1. Физиологические потребности.
  2. Потребности безопасности и защиты.
  3. Потребности принадлежности и любви.
  4. Потребности самоуважения.
  5. Потребности самоактуализации или потребности личного совершенствования.

Доминирующие потребности, расположенные первыми, должны быть более или менее удовлетворены, прежде чем человек почувствует необходимость в более высоких потребностях. То есть, физиологические потребности должны удовлетворяться прежде, чем потребности, к примеру, принадлежности и любви. Чем выше человек поднимается в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он демонстрирует. Хотя Маслоу не исключал, что по-настоящему творческие или находящиеся под знаком какой-либо идеи люди могут чувствовать потребность в самореализации, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Наконец, Маслоу писал, что некоторые люди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своего характера (вспомним базовые инстинкты Гарбузова). Например, многие могут отдавать предпочтение потребности в уважении, а не любви (их больше интересует престиж и карьера, а не любовные отношения и семья). Однако, если говорить о «среднем человеке», то, чем ниже в иерархии расположена потребность, тем она сильнее и приоритетнее. Человек может быть одновременно мотивирован на двух и более уровнях потребностей. Маслоу предполагал, что средний человек удовлетворяет свои потребности в следующей степени: 85% – физиологические, 70% – безопасность и защита, 50% – любовь и принадлежность, 40% – самоуважение (!), 10% – самоактуализация (!!!). Достаточно верный срез среднего человека нашего времени.

Физиологические потребности. Самые основные, сильные и неотложные. Это потребности не только в пище, воде и кислороде, как может показаться на первый взгляд, но и в физической активности, полноценном сне, сенсорной стимуляции (то есть, достаточном количестве впечатлений, передающихся нам от органов чувств). От удовлетворения этих потребностей на хотя бы минимальном уровне зависит биологическое выживание, поэтому человек, имеющий проблемы на этом уровне, не скоро будет интересоваться более высокими потребностями. Хронически голодный человек вряд ли стремится делать карьеру, сочинять музыку или одарить кого-то большой и возвышенной любовью. Многочисленные эксперименты на добровольцах это подтвердили – на фоне полуголодного существования они быстро теряли интерес ко всему, кроме еды. Кстати, читатель, обрати внимание на отмеченные потребности в физической активности и сенсорных впечатлениях, – они не менее важны, чем еда.

Потребности безопасности и защиты. Эти потребности выражают заинтересованность в долговременном выживании (в отличие от физиологических, имеющих в виду выживание в настоящий момент). Это потребности в защите, порядке, законе, стабильности, дисциплине, в предсказуемости событий, отсутствии страха перед болезнями, хаосом, дезорганизацией. Эти потребности имеются у человека, начиная с младенчества, и никогда его уже не покидают. В какой-то мере и религия (или духовно-философские учения) также позволяет человеку организовать свой мир и окружающее в некое целое соответственно его убеждениям, увидеть в этом целом свои закономерности и порядок структуры, убедиться, что во всем есть какой-то смысл и потому, следуя законам этой системы, будешь в безопасности. Особенно выражена потребность в безопасности у невротизированных личностей, которые ищут защитника - более сильного человека или систему, от которых они могут зависеть. Именно отсутствие порядка, неуверенность в будущем, зыбкость существующего положения дел в стране обуславливают столь широкое распространение депрессивных состояний в России. Налицо массовая неудовлетворенность потребности в безопасности.

Потребности принадлежности и любви. По Маслоу, начинают действовать после хотя бы минимального удовлетворения физиологических потребностей и потребностей безопасности и защиты. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими, в семье или в группе. Человек остро чувствует муки одиночества, отсутствия дружбы и любви, некомфортность общественного порицания и остракизма. Эта потребность проявляется также с самого раннего детства – ребенок страстно нуждается в любви и ласке. Подростки склонны, большей частью, ощущать принадлежность к какой-то группе. Молодые и зрелые люди испытывают потребность в любовных отношениях с противоположным полом.

Маслоу выделял два типа любви взрослых людей:

  • дефицитарная, которая основана на стремлении получить что-либо – секс, уважение, общение, признание, утешение и т.д. То есть это любовь эгоистичная, которая берет, но не дает.
  • бытийная, любовь «бытия» другого человека, без всякого желания изменить или использовать его. Любовь не эгоистичная, а пробуждающая в любимом человеке самые лучшие качества, позволяющая ему расти. Это – зрелая любовь между двумя уважающими друг друга и восхищающимися друг другом людьми.

В современном обществе эти потребности часто не удовлетворены, многие неохотно открываются для близких отношений, боясь быть или отвергнутыми, или использованными. Одним словом, очень и очень многие боятся открытых и искренних отношений из-за возможностей ими манипулировать со стороны других людей. Современный человек – очень закрытый человек, не позволяющий себе любить и не позволяющий любить себя, так как это влечет за собой какие-то обязательства, и вообще хлопотно.

Потребность самоуважения. Маслоу разделил эту потребность на два типа: самоуважение и уважение другими. В первый входит уверенность в себе, независимость и свобода, а также – достаточная самооценка себя как личности, как профессионала и др. Уважение другими – это престиж, признание, репутация, статус, высокая оценка окружающими того, что человек делает.

Удовлетворение этой потребности означает сохраненное чувство собственного достоинства, осознание своей значимости и полезности. Неудовлетворенная потребность самоуважения влечет за собой чувство неполноценности, внутренней пустоты, отсутствие смыслового содержания жизни, депрессию, пассивность. Низкая самооценка обычно приводит и к жизненным трудностям.

Однако необходимо отличать истинное, заслуженное самоуважение от уважения со стороны других, основанного на лести, социальном положении, славе и т.д. Опасно попадать в психологическую зависимость от мнения других, нужно все же стремиться, большей частью, к самоуважению, имеющему под собой реальный базис наших действительных заслуг, знаний и умений.

Маслоу отмечал, что интенсивность потребности уважения снижается в среднем возрасте. Это связано с тем, что взрослый человек обычно более реалистично оценивает свою действительную значимость и ценность, а также с тем, что большинство людей к этому возрасту уже имело опыт уважения и признания.

Потребности самоактуализации. По Маслоу, данные потребности становятся актуальными, когда остальные в той или иной степени удовлетворены, то есть, в зрелом возрасте человека. Самоактуализация – это желание человека стать тем, кем он хочет и может стать, использовать весь свой потенциал талантов и способностей. Говоря словами Маслоу: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе».

Самоактуализация не обязательно выражается в создании произведений искусства. Любой творческий и приносящий удовлетворение человеку труд может быть самоактуализацией. Именно на этом уровне иерархии потребностей люди больше всего отличаются друг от друга.

Маслоу писал о том, что эта потребность естественна и, более того, необходима для человека. Во всяком случае, большинство людей нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его, чаще – неосознанно. И все же оценка Маслоу количества людей, достигших самоактуализации, очень скромна – около 1%. Люди просто не подозревают о своем потенциале и не понимают пользы и удовольствия самосовершенствования. Многие сомневаются в наличии у них каких-то талантов и способностей, и даже боятся их. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы, страх успеха, который мешает человеку стремиться к собственному росту. Немалый негативный вклад вносит социальное и культурное окружение, поэтому Маслоу придавал большое значение «хорошим условиям», «способствующему обществу», в котором возможна самоактуализация большого числа его членов, в идеале – всех.

Огромное препятствие для самоактуализации – вторая базовая потребность, потребность в безопасности. Самовыражение и поиски возможностей самореализации требуют от человека готовности изменить свою жизнь, ее привычный уклад, рисковать, ошибаться и исправлять ошибки, быть открытым новым событиям, идеям и опыту. То есть, нарастает неопределенность и негарантированность будущего, что увеличивает тенденцию к возврату на уровень безопасности и защиты.

Проблеме самоактуализации Маслоу придавал огромное значение. «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничего не отнято. Средний человек – это неполное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями». Маслоу подошел к изучению здоровья так, как никому не пришло в голову. Он не стал выводить среднее из среднестатистического невротического индивидуума, а изучал действительно незаурядных, зрелых, творческих людей, считая, что именно они – приближение к целостному здоровому человеку, хотя и они отнюдь не лишены недостатков. Но, как писал Маслоу, «чтобы избежать разочарования в человеческой природе, мы должны сначала отказаться от иллюзий относительно нее». В своей последней книге «Дальние достижения человеческой природы» он описал восемь шагов или путей, с помощью которых человек может самоактуализироваться:

  1. «Прежде всего, самоактуализация означает переживание полное, живое, беззаветное, с полной концентрацией и полным впитыванием». Речь идет о сознательности, осознанности жизни, каждого ее момента.
  2. Если рассматривать жизнь как постоянный процесс того или иного выбора, то самоактуализация означает: в каждом выборе решать в пользу роста. Нам очень часто приходится выбирать между ростом и безопасностью, прогрессом или регрессом (в Агни Йоге – между тем, что способствует личной эволюции и тем, что тормозит ее). Выбирать безопасное – значит, остаться при известном и знакомом, но рисковать стать устаревшим и отброшенным назад. Выбирать рост – значит, открыть себя новому, неожиданному опыту, но рисковать безопасностью.
  3. Самоактуализация – это когда становишься реальным, настоящим, это способность сонастраиваться со своей внутренней природой, жить в соответствии со своим темпераментом, индивидуальными вкусами и ценностями, независимо от мнения других. Без этой смелости прислушиваться к себе в каждый момент, как считал Маслоу, нельзя прожить жизнь мудро, делая правильные выборы.
  4. Честность и принятие ответственности за свои действия. Искать все ответы внутри, не позируя, не стараясь хорошо выглядеть или удовлетворить своими ответами других.
  5. Первые пять шагов помогают развить способность «лучшего жизненного выбора». Мы учимся верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними. Это ведет к лучшим выборам в профессии, браке, пище, образе жизни и др.
  6. Самоактуализация – это постоянный процесс развития своих потенциальностей, своих способностей и разума для того, чтобы «делать хорошо то, что ты хочешь делать». Это развитие – большой труд, поэтому далеко не все одаренные люди смогли полностью использовать свои способности, т.е. актуализироваться, а многие с весьма средним талантом достигли невероятных высот. Самоактуализация – это не вещь, которую можно иметь или не иметь, это – путь, это – процесс, это – способ жизни, а не единичное достижение.
  7. «Пиковые переживания» (мы о них уже говорили). Маслоу считает, что в эти моменты мы более целостны, более сознательны к себе и миру, более интегрированы в нем. Мы думаем, действуем и чувствуем наиболее ясно и точно. Мы больше любим, в большей степени принимаем других, более свободны от внутреннего конфликта и тревожности, наилучшим способом используем свою энергию. «Пик-переживание» – это лучшие моменты человеческого бытия, счастливейшие моменты жизни, состояния восторга, блаженства, радости. Они вызываются сильным чувством любви, сексуальным опытом, любованием произведениями искусства, красотой природы, музыкой и др. «Это те моменты, когда мы становимся глубоко вовлеченными, взволнованными миром и связанными с ним».
  8. Обнаружение своих психологических «защит» и работа по отказу от них. Мы должны четко осознавать, как искажаем собственный образ и образ внешнего мира посредством репрессий, проекций и других механизмов защиты, что препятствует личностному росту. Их необходимо осознать и увидеть, как они действуют. Затем минимизировать искажения, создаваемые ими.

Нет сомнения, что под самоактуализацией Маслоу понимал то же самое, что Агни Йога называет развитием чувствознания, интуиции. И его понимание здоровья очень близко тому, что говорит по этому поводу Агни Йога. Основные положения теории мотиваций (базовых потребностей) Маслоу вырабатывал в 50-е годы прошлого века, используя наблюдения за средним американцем того времени. Чем дальше, тем больше этот великий психолог-гуманист обращал внимания на «верхние этажи» иерархии потребностей.

«Мы никогда не разберемся в человеке, если будем по-прежнему игнорировать его высшие устремления. Такие термины как «личностный рост», «самоактуализация», «стремление к здоровью», «поиск идентичности и автономии», «потребность в совершенстве» (и другие, обозначающие устремление человека «ввысь») следует принять и широко употреблять уже потому, что они описывают общие, а, быть может, даже универсальные человеческие тенденции».

Маслоу ближе к концу жизни провозгласил развитие новой области – трансперсональной психологии, психологии надчеловеческой, центрированной на космосе, а не на человеческих потребностях и интересах. «Мы нуждаемся в чем-то большем, чем мы сами, перед чем мы могли благоговеть, чему мы могли бы посвятить себя новым, внецерковным образом». «Без тяготения к надсознательному мы становимся больными или яростными, нигилистическими или лишенными надежды, или апатичными».

Практически у всех самоактуализирующихся людей имеется некое «духовное измерение», которое у одних проявляется больше, в неоднократных «пиковых моментах», у других – меньше. Можно назвать их духовными людьми, хотя среди них есть и атеисты. «Человеческое существо нуждается в ценностной системе отсчета, в философии жизни, в соответствии с которыми можно жить и понимать жизнь в том же смысле, в каком оно нуждается в солнце, кальции и любви».

Сейчас трансперсональная психология изучает религиозный опыт, медитацию, природу сознания, измененные состояния сознания и др.

Личностный рост Маслоу рассматривал как последовательное удовлетворение все более высоких потребностей. Движение к самоактуализации не может начаться, пока индивидуум не освободится от доминирования низших потребностей. Стремление к более высоким целям само по себе указывает на здоровье. «Два рода сил действуют на индивидуума, а не один. Одни силы толкают его к здоровью, другие же, силы страха и регресса, толкают его назад, к болезни и слабости».

«Я пытаюсь выстроить некую систему сущностных человеческих ценностей, своего рода свод общечеловеческих добродетелей, которые… изначально, по сути своей благие, они исконно желанны и именно поэтому не нуждаются ни в оправданиях, ни в оговорках. Эта иерархия ценностей уходит корнями в саму природу человека. Человек не просто желает их и стремится к ним, они необходимы ему, необходимы для того, чтобы противостоять болезни и психопатологии».

Теории Маслоу, хотя и могут вызывать (и вызывают) некоторые возражения, все же кажутся автору как наиболее практичными, так и наиболее приближенными к духу Агни Йоги. Действительно, если «пройтись» по всем ступеням иерархии, то можно обнаружить, что неудовлетворенного хотя бы в одной базовой потребности человека здоровым назвать нельзя.

Потребность в физиологическом благополучии – это не только пища, вода и т.д., в общем смысле – это здоровье физического тела. И, действительно, не приведя хотя бы в относительный порядок этот базис, трудно надеяться на какие-то «прорывы» в духовной области. Конечно, одно вовсе не исключает другого, духовным развитием можно заниматься и параллельно с физическим оздоровлением, но движение должно осуществляться в обоих направлениях.

Потребность в безопасности должна проявляться в твердом «стоянии» на Земле, приобретении профессии, обеспечении определенного материального уровня, позволяющего иметь некоторую степень стабильности и не беспокоиться все время о «хлебе насущном». Уровень этот вовсе не обязательно должен быть высок, потребности все же должны быть разумными и достаточными. Люди в основном хотят намного большего, чем им, в принципе, необходимо для жизни и личностного роста.

Потребность в любви, естественно, свойственна каждому человеку так же, как стремление найти друзей, единомышленников, близких по духу людей. В этой сфере человеческой жизнедеятельности, пожалуй, имеется наибольшее количество проблем. Общаемся не с теми, с кем хотим, любим не того и не так, мучаемся неразделенной любовью, ощущаем себя «чужаком» в какой-то группе, тоскуем по нормальному искреннему человеческому общению, «закрываемся» из страха быть открытым, не умеем наладить контакты, говорить с людьми на их языке, понимать их и быть понятыми самим. И еще многое другое. К этой сфере нужно подходить мудро, ориентируясь больше на свое сердце, чувствознание, чем на интеллект. Научиться правильно любить людей – наука не менее сложная, чем высшая математика. Однако, не любя, невозможно рассчитывать на любовь со стороны других. А значит, потерять в темнице своей душевной закрытости массу эмоций и переживаний, красоту и восторг гармоничных взаимоотношений, и никогда не подняться на подлинно человеческие высоты.

Потребность в самоуважении и уважении со стороны других, разумеется, должны иметь основу, каковую представляет удовлетворенность по предыдущим трем базовым потребностям. Постоянная ругань в свой адрес, самообвинения, самоуничижение не прибавляют ни самоуважения, ни уважения со стороны других. Вместо этого необходимо подумать над своими проблемами и возможными путями их решения, подумать здраво, не надеясь, что за вас их решат «Высшие Силы». Это повод заодно поразмыслить о том, так ли вы живете, как вам действительно нужно, и не стоит ли кардинально поменять некоторые свои установки и взгляды, пересмотреть иерархию ценностей. Не уважают обычно слабого (он, как правило, и сам себя не уважает), поэтому стоит задаться вопросом, почему вы слабы и что вас ослабляет. Достаточно ли вы приложили сил для того, чтобы быть уважаемой личностью, или предпочли путь невроза, психологической защиты или депрессии?

Потребность в самоактуализации уже достаточно раскрыта выше, поэтому автор просто рекомендует тем, в ком еще не проявились какие-либо способности, обратиться к уже упомянутой теории базовых инстинктов Гарбузова, построить свой профиль личности и, хотя бы в первом приближении, понять, что за путь является для вас наиболее соответствующим внутренней натуре. Следует отметить, что на этом пути самоактуализации не обязательно стоят мешки с деньгами, а трудностей и помех может быть достаточно. Однако это – ваш рост и без него жизнь потеряет большую часть смысла. Взвесьте на разных чашках мысленных весов смысл, наполненность жизни и деньги, безопасность, спокойствие. Что выберете – то и будет. Хотя, конечно, подобное противопоставление вовсе не обязательно. Во всяком случае, острую потребность в самоактуализации человек, как заметил Маслоу, испытывает в зрелом возрасте, а, значит, уже достаточно житейски мудр, чтобы избегать непродуманных «скачков» и находить возможные компромиссы.

Подобный путь некоторым, воспитанным в убеждении, что нужно жить «для других», может показаться путем крайнего индивидуализма. Действительно, не прозвучало ни слова о том, чтобы делать добро, помогать ближнему и т.д. Автор убежден, что до тех пор, пока индивидуум не будет гармоничен и благополучен в широком смысле этого слова, вся его любовь будет нарочитой, а помощь – неуклюжей. Любовь и потребность помогать должны литься из человека свободно, «самотеком», естественно. Это возможно только в том случае, если внутри есть цельность, а не внутренние конфликты, гармоничность, а не глубинная неудовлетворенность. Человек рождается на Земле, чтобы выполнить три основные задачи:

  • быть счастливым;
  • развиваться и эволюционировать психически и духовно;
  • быть орудием Высшего, выполняя определенные задачи в соответствии со своими индивидуальными особенностями.

Если он выполняет эти задачи, значит, он живет не зря.

___________

1 Интегративный - (от лат. integer - целый) - здесь: всесторонняя оценка.

2 Холистический - от греч. holos - целый, весь.

 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header