header
header
header
header
header    
header Главная arrow Великие Женщины Мира arrow Великие Женщины 10-17 веков arrow Хильдегарда Бингенская.
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
Хильдегарда Бингенская. E-mail

Хильдегарда Бингенская

известная также как Благославенная Хильдегарда и Святая Хильдегарда - немецкая монахиня и аббатесса, писательница, поэтесса, лингвист, натуралист, гербалист, ученая, философ, врач, композитор,

 (1098-1179).

 Хильдегарда - автор мистических трудов, религиозных песнопений и музыки к ним, а также трудов по естествознанию и медицине, почитается как святая, хотя формально не была канонизирована. Хильдегарда была первым композитором, биография которого известна.

Она была монахиней бенедиктинского монастыря - но не затворницей, а ученым. Ум и знания ее превозносили знатнейшие особы Европы, причем в столь восторженных и возвышенных выражениях, какие свойственны скорее Востоку, нежели западному миру. Ее называли воплощением «сияющего блеска священной религии», «музыкальным орудием Святого Духа, созданным для извлечения бесценных мелодий, таинственно изукрашенным многими чудесами...». Она же скромно ответствовала, что является всего лишь «пушинкой, носимой дыханием Господа».

Тем не менее эта «пушинка» из сегодняшнего дня воспринимается первой эмансипированной интеллектуалкой средневековья, свободно мыслившей и не признававшей авторитетов.

И хотя стиль ее писаний неимоверно многословен, в трактатах аббатисы столько живости языка, образности, даже вызывающей откровенности, что они популярны по сей день.

Ее цитируют теологи и медики, ученые и музыканты. И не только цитируют: музыку и песнопения Хильдегарды записывают на CD, в странах Западной Европы создано целительское направление, которое так и называется - «метод Хильдегарды».

Хильдегарда родилась в 1098 г. в Бермерсхайме на территории нынешней земли Рейн-Гессен (по другим сведениям, в Бекельхейме), в семье дворян, служивших графам фон Шпонхайм. Она была десятым ребёнком у своих родителей, Хильдеберта и Мехтильды. В возрасте 8 лет была отдана на воспитание к монахине Ютте, сестре графа Мейнхарда фон Шпонхайма. Когда Хильдегарде было 14, она вместе с Юттой поселилась в женском ските под Бингеном под покровительством тамошнего мужского бенедиктинского монастыря, посвящённого cв. Дизибоду. Образование Хильдегарды охватывало по меньшей мере элементарные занятия по Библии и латинской патристике, семь свободных искусств и литургию бенедиктинцев.

После смерти Ютты фон Шпонхайм в 1136 г. Хильдегарда взяла на себя руководство женской монашеской общиной - к тому времени в ските было уже около десяти монахинь. В 1147-1152 гг. она добилась строительства монастыря Рупертсберг под Бингеном, куда и перевела общину. В 1165 г. был создан филиал монастыря в Айбингене, сохранившийся до сих пор, куда принимались и послушницы недворянского происхождения.

Хильдегарда всю жизнь отличалась слабым здоровьем, что способствовало её интенсивной внутренней жизни. С юности у неё были видения, о которых она первоначально рассказывала только своей наставнице Ютте. В возрасте сорока двух лет Хильдегарда, по её собственным словам, получила божественное повеление записать свои видения. После долгих сомнений она посоветовалась со своим духовником, который показал её записи аббату. По настоянию аббата и местного архиепископа Хильдегарда продолжила записи и за десять лет записала 26 видений, составивших её труд «Sci vias lucis» (Познай пути света, то есть Господа), обычно известный как «Scivias», визионерское изображение всего круга бытия от Троицы до Страшного Суда. Публикация «Scivias» получила одобрение cв. Бернара Клервоского и папы Евгения III. Учитывая вполне светский, реалистический склад ума Хильдегарды, можно предположить, что, записывая свои видения, она интерпретировала их, отчего хаотичная мешанина образов складывалась в логически выверенные, осмысленные картины грядущего. Так, средневековая монахиня предсказала приход к власти Наполеона и затеянную им войну, наступление режима реформации в Англии.

В разворачивающихся перед ней картинах история человечества развивалась по спирали, а космос представал неким яйцом, в котором заложены как силы развития, так и энергия защиты от разрушения.

А вот как Хильдегарда увидела человеческую похоть: «...явление имело образ женщины, которая лежала на правом боку. Ноги она согнула и подтянула так, как это делает человек, который удобно устраивается на своей постели. Ее волосы были как огненное пламя, а ее глаза белы, как мел. На ногах она имела белую обувь, которая была такой скользкой, что женщина не могла ни идти, ни стоять. Из ее рта исходило зловонное дыхание и текла ядовитая слюна. Ее правую грудь сосал щенок, левую - змей. Руками она срывала цветки с деревьев и трав и вдыхала их аромат. На ней не было одежды, плоть ее источала жар, и тот, кто к ней приближался, иссушался этой страстью, как сено».

Вся картинка выстраивается в яркий живописный образ, как если бы Хильдегарда писала мистический роман.

Хильдегарда с детских лет сочиняла гимны и музыку к ним; в 1150-х она собрала многие свои произведения, написанные для литургических нужд её монастыря и соседних общин, в цикле под названием «Созвучие мелодий небесных откровений» («Symphonia armonie celestium revelationum»). В него вошло более 70 одноголосных песнопений в жанрах духовной музыки (антифоны, респонсории, секвенции, гимны), сгруппированные по определённым литургическим темам, причём особое внимание уделялось деве Марии и св. Урсуле. Сохранилось также 82 напева из её оратории «Ряд добродетелей» («Ordo virtutum»), которая посвящена теме борьбы за Душу человеческую между 16 Добродетелями и дьяволом (единственная роль для мужского голоса). По сути «Ordo virtutum» является первым в истории представлением в средневековом жанре моралите; возможно, оратория была исполнена монахинями монастыря Хильдегарды в 1152 году на освящении церкви в Рупертсберге.

Среди других важных работ Хильдегарды следует прежде всего назвать написанную около 1150-1160 гг. «Книгу о внутренней сущности различных природных созданий» («Liber subtilitatum diversarum naturarum creaturarum»), которая сохранилась в виде двух частей, «Книги о простой медицине» («Liber simplicis medicinae»), известной обычно как «Физика», и «Книга об искусстве исцеления» («Liber compositae medicinae», или «Causae et curae»). В «Физике» описываются растения, минералы, деревья, камни, животные и металлы с присущими им лечебными и не лечебными свойствами. Многое из медицинских наставлений Хильдегарды имеет только историческую ценность, но есть также сведения и советы, не потерявшие свою актуальность и сегодня. В сочинении «Causae et curae» Хильдегарда обращается к человеческому телу, его органам и функциям, причинам и методам лечения болезней.

Наряду с прочими лекарственными травами, трактат подробно описывает лечебное применение конопли. Согласно «Causae Et Curae», конопля «растет, когда воздух не слишком горяч и не слишком холоден, и такова же ее природа, а ее семена содержат целебную силу, и здоровому человеку надлежит есть их в цельном виде, и они легки и полезны для желудка, ибо изгоняют из него слизь, и они легко перевариваются и уменьщают количество дурных жидкостей и усиливают благотворные жидкости. Но если коноплю будет есть человек с нездоровой головой и пустым мозгом, у него будет болеть голова. Тому же, чья голова здорова и мозг полон, она не причинит вреда. У того, кто тяжело болен, она вызовет боли в желудке. Тому же, кто умеренно болен, она не причинит вреда. Но тот, у кого простужен желудок, пусть выварит коноплю в воде и, отжав, завернет ее в тряпицу. И пусть положит на свой желудок, пока она не остыла, и это укрепит его и вернет ему здоровое состояние... Конопляный холст полезен для перевязывания язв и ран, ибо тепло в нем умеренное».

В наследие Хильдегарды входят также более короткие работы, в том числе биографии св. Дизибода, основателя монастыря, при котором зародилась её община, и св. Руперта, которому был посвящён её собственный монастырь, а также множество писем. Среди адресатов Хильдегарды были такие известные личности как папы Евгений III, Анастасий IV, Адриан IV, патриарх Иерусалимский, просивший её молиться за него, и германский император Фридрих I Барбаросса, которого она критиковала за его римскую политику и продолжение схизмы в результате назначения антипап. С епископами, аббатами и аббатисами она переписывалась чаще всего по проблемам церковной жизни, давая советы и оказывая поддержку, но временами касалась и своих мистических переживаний. Хильдегарда много путешествовала в окрестностях и часто принимала стремившихся повидаться с нею посетителей.

Умерла Хильдегарда в 1179 г. в основанном ею монастыре Рупертсберг под Бингеном. Её житие было написано двумя монахами, Готфридом и Теодорихом.

В издательствах стран Европы корпят над переводами ее необъятных фолиантов и писем. Журналы печатают рецепты «от Хильдегарды» и ее пророчества. По оценке специалистов, она предвидела время второго Всемирного потопа, когда «волны перестанут подчиняться берегам». А после того как в небе пронесется огромная комета (предположительно, комета Галлея, возвращение которой в пределы видимости с Земли ожидается в 2062 году), некое великое государство, описание которого очень напоминает Америку, по предсказанию Хильдегарды, будет «разорено землетрясениями, бурями и огромными морскими волнами. Океан затопит также и все остальные страны, а жители немногих уцелевших городов будут жить в вечном страхе».

Другое ее пророчество ученые интерпретировали как предвидение угрозы термоядерной зимы. Звучит оно так: «Грозные ветры, зародившиеся на Севере, принесут густой туман и плотные облака пыли, которые забьют людям рты и глаза так, что, объятые жутким страхом, они прекратят свою кровавую резню».

ГИМН СВЯТОЙ ДЕВЕ МАРИИ

Радуйся, благородная,

славная и непорочная Девица —

око целомудрия,

вещество освящения.

Господу угодное.

Ибо столь верховное

в тебя излилось наитие,

что Слово верховное

в тебе облачилось плотию.

О Белая Лилия,

ее же призрел Господь

превыше всего творения.

О прекраснейшая и сладчайшая,

сколь дивно Бог о тебе умилился,

если ласкание жара Своего

так в тебе положил, что Божий Сын

от сосцов твоих кормился.

Ибо чрево твое имело радование,

когда все созвучия хоров небесных

о тебе ликовали,

что девственно зачала ты Сына Божия;

через то чистота твоя

просияла во Господе.

Утроба твоя имела радование,

как трава, росой прохлажденная,

с небес нисходящею (1);

как то и в тебе совершилось,

о Матерь всякого радования.

Ныне же Церковь

совокупно алеет в радовании (2),

и ликует в созвучиях хоров,

сладчайшей ради Девы

и достохвальной Марии,

Божией Матери.

Аминь.

(1) Средневековые толкователи Библии любили представлять девственное зачатие Марии в образе росы, тихо и неприметно сходящей с небес на руно Гедеона (Книга Судей, гл. 6). В 109 псалме, истолковывавшемся как пророчество о Христе, говорится: "подобное росе рождение Твое" (ст. 3).

(2) Алый цвет - символ небесной любви и духовного горения, один из цветов Девы Марии.

 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header