header
header
header
header
header    
header Главная arrow 1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги arrow 4. ЧТО ТАКОЕ АГНИ ЙОГА? ВВЕДЕНИЕ В АГНИ ЙОГУ
Заочная школа Агни Йоги
1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги
2. Основы мировых религий и эзотерических учений
3. Агни Йога об управлении собой
4. Агни Йога о Женщине
5. Изучение и жизненное применение Агни Йоги
6. Духовно-психологические практики Агни Йоги
7.Современная наука о Боге, Мироздании и человеке
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
4. ЧТО ТАКОЕ АГНИ ЙОГА? ВВЕДЕНИЕ В АГНИ ЙОГУ - 1,2.Агни Йога сегодня. Кризис современности E-mail
Оглавление
1,2.Агни Йога сегодня. Кризис современности
3.Рерихи.ПолучениеАгни Йоги отВеликих Учителей
4.Четыре краеугольных камня Учения
5.Эволюция сознания в Космосе
6,7.Братство Шамбала. Принципы Этики
8,9.Вопросы и литература

 

 

 

 

 

 «Дано даже УЧЕНИЕ ОГНЯ — "АГНИ ЙОГА". Как никогда люди сейчас снабжены очень точным Учением, очень точной характеристикой той среды, которой еще нет, но которая будет обладать оповещенными в Учении качествами. Предваряющее, или априорное знание уже дано. Дано широко, глубоко, надолго и, как говорится, для всего земного шара, да и, я уже утверждал это, оно пригодно и для всей Солнечной системы, то есть для тех форм жизни, которые опередили существующие на Земле формы жизни и сознания. Поэтому, я еще раз говорю: как никогда Земля обеспечена космической страховкой с уровня Высших Сознаний. И сейчас уже дело людей состоит в том, как отнестись и как принять это СО-ЗНАНИЕ. О том, как люди отнеслись, можно судить по тому, как отнеслась религия... Ясно, как отнеслось и государство... …Как много изуверства начинает возникать в этом направлении!.. И все это тоже ведь не случайно... Такое поведение человеческих организмов, человеческих сознаний в стихии огня обусловлено ВСЕМ ПРОШЕДШИМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, можно даже сказать более конкретно: всем прошедшим ПЯТОЙ РАСЫ. Как, впрочем, и "Агни Йога" явилась ИТОГОМ эволюционных усилий людей, ВОСПРИИМЧИВЫХ К ОГНЮ, к эволюционному продвижению, к космической коммутации... Это будет обретать все большую очевидность для людей, принявших НОВЫЙ ФОРМАТ СОСТОЯНИЯ ПРИРОДЫ, то есть ПРИШЕСТВИЕ ОГНЯ. И все более непримиримо будут бороться те, которые и изначально боролись».

(Доктор геолого-минералогических наук, главный научный сотрудник Объединенного института геологии, геофизики и минералогии СО РАН А.Н.ДМИТРИЕВ и журналист А.В.РУСАНОВ «Про возвестия, Про рочества, Про гнозы»).

 «Явление физических перемен даст планете понимание Агни Йоги. Упадок финансов даст переоценку ценностей. Искажение религий даст искание нового духовного подвига, потому, истинно, крушение старого мира есть новое утверждение, ибо на явлении новых ценностей Мы даем миру спасение духа». (Агни Йога, «Иерархия», 374).

 «Главное задание человечеству — соединить материальный мир с духовным». (Агни Йога, «Беспредельность» ч. 2, 360).

 

1. Агни Йога сегодня. Основные характеристики Провозвестия XX века.

 Об Агни Йоге (Живой Этике) сегодня слышали многие, но верное представление о ней у широкого круга читателей отсутствует как по причине малой известности этого Учения современному человеку, так и потому, что за редким исключением нет серьезных исследований на данную тему.  Средний культурный читатель приблизительно знает, что Агни Йога - это некое восточное учение, связанное с именем Рерихов — Николая Константиновича и Елены Ивановны, — с загадочной гималайской страной — Шамбалой. Он слышал также, что в нем говорится о совершенствовании, перевоплощениях и космических энергиях, что оно, наконец, много места уделяет развитию нравственности, духовности и тонких психических способностей. Более низкий уровень восприятия, питающийся вульгарными «оккультными слухами», связывает Агни Йогу с миром экстрасенсов, НЛО, многочисленных чудес и внезапных исцелений.

Между тем все перечисленные выше темы присутствуют в какой-то степени в многомерном пространстве Учения Агни Йоги (Живой Этики), но отнюдь не охватывают его синтетической полноты. Подобно тому, как глубина океана обычно скрыта и завуалирована под поверхностными пенно-волновыми движениями воды, так и мистическая глубина подлинного начала в сфере духа всегда окружена более мелкими и хаотическими явлениями, искажающими духовную суть. Лишь тренированный зоркий взгляд человека высокой психологической культуры, огненной пробужденности сердца и ясности помыслов способен пробиться сквозь дымовую завесу ложной информации и подойти к главной двери Храма Учения.

Для того, чтобы правильно воспринимать Агни Йогу, необходимо знать историю ее создания, круг основных идей и методы внутренней работы человека по овладению этим Учением. А для того, чтобы понять, что оно все же собой представляет, полезно оттолкнуться от противного и определить, чем оно не является.

Агни Йога не является ни религией, ни наукой в общепринятом привычном смысле этого слова. Она не является также ни сводом поэтических легенд, окрашенных в восточный колорит, ни сборником житейских предписаний и филантропических рекомендаций. Ее не следует считать также модернизацией восточных йогических школ или некой обновленческой «живой» церковью. Она не может рассматриваться как философская система в духе европейских классических традиций и экзистенциальных1 подходов.

Агни Йога есть синтез новых духовных истин с истинами древнего происхождения. Она синтезирует в себе такие пары противоположностей, как наука и религия, мудрость Востока и знания Запада, традиционные религии и нетрадиционные учения, искусство правильного внешнего поведения и методы преображения внутреннего мира, этический принцип добра и эстетический принцип красоты, практику углубленного сосредоточения и систему активной деятельности. Важно подчеркнуть, что этот многосторонний синтез сложился не по следам простого объединения накопленного в земных условиях, а есть изначальный мировой синтез, мировое откровение, провозвестие, данное с уровня Иерархии Света. Именно там сложилось это Знание и в полной чистоте передано человечеству. Каждое новое провозвестие по своей сути не отменяет предыдущее, но вбирает в себя его духовное ядро. Именно эту преемственность учений Агни Йога указывает одним из критериев, которым следует пользоваться для оценки истинности вновь появившегося учения:

«Два признака подлинности Учения: первый — устремление к Общему Благу; второй — принятие всех бывших Учений, ответивших первому признаку» (Агни Йога "Озарение", ч.3, V , 13).

В Агни Йоге, которую иногда называют Третьим Заветом, звучат голоса многих учений и религий мира. Буддизм, веданта, египетский эзотеризм, зороастризм, античные мистерии, христианство органически присутствуют в ее духовной ткани, с одной стороны, представленные в плане своих первооснов, еще не запятнанных многочисленными позднейшими наслоениями.

Синтез традиций, присутствующий в Агни Йоге, имеет несколько измерений, которые можно уподобить кристаллу с разными гранями. Прежде всего Агни Йога — это наука самовоспитания и богатейшая энциклопедия приемов практического совершенствования и улучшения человеческой природы. Она не просто провозглашает необходимость улучшения своего характера и души, но и подробно показывает, как достичь желаемого совершенства, что нужно сделать, чтобы и внешний, и внутренний мир в конце концов были преображены. Поскольку предлагаемые методы совершенствования не просто ориентированы на жизнь, но и жизненны, и действенны по своей сути, Учение называется также — Живая Этика и противостоит этим вторым названием многочисленным проявлениям и вариантам этики мертвой. В то же время Учение носит название огненной йоги, которая направлена на пробуждение в человеке скрытой энергии организма и психики, а также на использование творческих сил сознания и сердца. Являясь изначальной и необыкновенно тонкой, психическая энергия имеет исключительное значение для всех видов деятельности человека. Благодаря влиянию этой силы этическое начало из области благих пожеланий переходит в сферу действия.

К важнейшей стороне Учения необходимо отнести его космизм, вселенское измерение и масштаб, которые оно придает человеческим попыткам сделаться лучше и совершеннее. Эволюция человека с точки зрения Агни Йоги, — это прежде всего космическая эволюция, предполагающая расширение индивидуального сознания до беспредельных размеров, установление связей с тончайшими пространственными энергиями, лучами и разумными существами вселенной. Это возможно только через многообразную внутреннюю работу по развитию собственной духовности и одухотворению космоса. Вся эта работа мотивируется как служение идеалам Общего Блага. 

Одну из самых существенных граней огненного кристалла Учения составляют понятия: мысли, идеи, мыслетворчества. В своей оценке мысли, как основной творящей силы бытия, Агни Йога продолжает традицию идеализма, восходящую еще к Платону. Однако это особый идеализм, ничего общего не имеющий с абстрактными построениями и схемами. По признанию самого Учения, в нем платоновское оправдание роли идеи («идеология мысли») дополнено подробно разработанным изложением ментальной психологической науки («механика мысли»). Учение включает в себя бесчисленное количество приемов и методов, повышающих творческий мыслительный потенциал человека и позволяющих благодаря этому оказывать благотворное воздействие на тонкую психосферу (ноосферу) планеты. Принципиальная новизна подхода Живой Этики к данной проблеме, по сравнению с учениями прошлого, состоит в выдвижении на первый план принципа ответственности человека не только за действия, но и за собственные мысли. Особенность агнийогического идеализма в том, что мысль рассматривается не только с идеальной, смысловой стороны, но и в материально-энергетическом аспекте, как тончайший волновой импульс, живущий в ноосферном пространстве и незримо влияющий на состояние духовности общества. Как видно, философская основа Учения не только идеалистична, но и материалистична, причем этот утонченный и просвещенный материализм, ориентированный на познание тонких свойств материи, составляет важнейшее свойство «Провозвестия XX века».

Живая Этика является также натурфилософским учением, озабоченным проблемой восстановления гармоничных взаимоотношений с природой, улучшением экологической ситуации в мире. Природа рассматривается в ней не как мертвая масса движущейся материи, но как живая субстанция, пронизанная и управляемая разумным и одухотворяющим началом — Матерью Мира, творительницей проявленных форм.

И наконец, еще одна важнейшая составляющая Учения Агни Йоги — его эсхатология2, суммирующая и обобщающая воззрения других религий и доктрин по поводу конца человеческой истории, наступления Новой Эпохи и неизбежных кризисов и катаклизмов переходного периода. Агни Йога вскрывает сущность предстоящего эволюционного отбора на планете, именуемого на религиозном языке Страшным Судом, и дает конкретные указания о путях преодоления кризиса. Эсхатологическое видение Живой Этики отнюдь не напоминает собой мрачный фатализм некоторых мистических учений. Оно пронизано глубочайшим оптимизмом, хотя и не скрывает трагедийного характера предстоящих потрясений. Заповеданное всеми религиями пришествие Мессии «в конце времен», призванное сокрушить зло и восстановить высшую справедливость, рассматривается в Учении не как личностное воплощение божества в человеческом теле, но как проявление его божественной сущности и утверждение новой ступени мировой гармонии в масштабе планеты. Подобное событие предполагает полноту восстановления истины, потому Агни Йога — Провозвестница великого пришествия — являет собой полноту духовного синтеза, вмещающего в себя все духовные огни мира.

___________

1 -  Экзистенциализм - (от лат. exsistentia - существование), рассматривает существование человека с позиций его внутреннего мира.

2 - Эсхатология - система взглядов и представлений о «конце дней», о «конце света», о конечных судьбах мира и человека.

  

2. Кризис современности. Сакральная история. Обновление эзотерической традиции.

 Почему потребовалось обновление прежних религиозных традиций и подходов к вере на глобальном уровне?

Для ответа на этот вопрос придется обратиться к истории человечества вообще и к проблемам XX века, возникшим перед людьми, в частности.

Двадцатый век — и об этом писали многие выдающиеся умы человечества — подытожил все наихудшие тенденции человеческой истории и подвел жителей планеты опасно близко к гибельной черте, за которой всех может ждать катастрофа и закономерное возмездие. Прогресс материальных внешних форм жизни, выразившийся в создании мощной техногенной цивилизации, привел к деградации его сознания и очерствению сердца. В то же время жесткие острые щупальца цивилизации опутали планету, изрезали ее живое тело железными проводами, соединившись в единую промышленно-информационную сеть, в целостный и страшный в своем единстве организм, который объективно работает на разрушение гораздо мощнее, нежели ранее. Если ранее раздробленность человечества на отдельные культуры и экономические региональные оазисы хотя и замедляла движение промышленной эволюции, науки и техники, но в то же время давала возможность сохранять природу и душу в чистоте и целостности, то в XX веке гигантский технический монстр, объединив людей в энергетическое поле комфорта и цивилизации, отнял у них право на свободную жизнь души. Парадоксально, но несмотря на это объединение человечества на идеях всеобщего тяготения к комфорту и поглощению информации, цивилизация разъединила людей в душевном плане, капитулировав перед резко возросшим точечным эгоистическим самоощущением современного человека. В последнем столетии прогресс поработил человечество гипертрофированной стимуляцией потребности к удобствам и пустым удовольствиям, сделав маленькое эгоистическое «я» верховным божеством. Техника с ее изощренными средствами закрепила в людях алчную склонность требовать немедленного результата своих индивидуалистических действий и завершила процесс превращения массового человека в жадного агрессивного автомата, ради достижения цели охотно попирающего тысячелетиями складывающиеся этические нормы. Этика в восприятии подобного массового человека стала досадной помехой, синонимом скуки, превратилась в набор внешних правил, слегка окрашенных в сентиментальные тона. Религия в большинстве проявлений стала пустой формальностью, не нуждающейся в сакральных мистических глубинах, тайнах и таинствах. Прежде всего это проявилось в протестантизме, поскольку католичество и особенно восточное православие все же поддерживало неугасающий огонь живой веры. Западная же протестантская религия давно провозгласила материальную выгоду с её неизбежной индивидуальной корыстностью средством, угодным Богу, несмотря на осуждение этих позиций ещё Иоанном Богословом в «Апокалипсисе» и всеми Христианскими Подвижниками, отстаивавшими приоритеты Общего Блага. Частная собственность усилиями реформированной церкви всё более приобретала оттенки святости и всё более заменяла Высшее Начало. Человек сам стал себе судьей, не нуждающимся в высшей санкции. Стало удобнее опираться лишь на собственное «я».

Королевская власть в европейских государствах, имевшая священный статус, постепенно утратила в сознании людей свое высокое значение и была заменена республиканским правлением с его идеей либерализма и такого удобного государственного устройства, которое потакало бы наиболее примитивным потребностям человека. Результатом расцвета буржуазно-демократического устройства, распространившегося в Европе в XIX веке, явился дальнейший рост напряжения в человеческом обществе, накапливание в межличностных и межгосударственных отношениях энергий ненависти, зла, соперничества, зависти. В начале XX века это привело к втягиванию множества государств в глобальный кризис — первую мировую войну.

Обильные жертвы и страдания разрядили лишь часть сгустившегося всемирного зла и породили новый виток кармы разрушения. Первой реакцией на кризис буржуазного либерализма стало возникшее вначале левое отклонение от траектории общего пути — большевистская революция, а затем как ответ и отклонение вправо — феномен фашизма. Ужасающие жертвы второй мировой войны несколько разрядили удушающую злобу, но не решили ни одной проблемы кризиса. Ненависть одних народов к другим сохранилась, едва прикрытая цивилизационно-правовым лицемерием. Богатые страны еще более изощренно продолжали грабеж бедных и менее сильных. Культ грубой силы, подкрепленный изобретением чудовищных по разрушительности видов оружия, сделался нормой международной политики.

Технократический натиск на природу возрос в геометрической прогрессии. Пошлость культуры, искусства, нравов далеко превзошла декадентские выверты начала века, ныне представляющиеся почти невинными. Планета стала перед реальной угрозой гибели, в которой смешалось и переплелось все: и перспектива экологических катаклизмов, и тревожные зарницы возможного ядерного апокалипсиса, и глубокое разложение сознания человечества. Люди в своем подавляющем большинстве потеряли ощущение правды, чувство смысла бытия, знание путей выхода из тупика. Прежние духовные идеалы, путеводные звезды религиозных истин, утратили свою сдерживающую и притягательную функцию.

Между тем время планетной эволюции на земле подошло к своему рубежу, к решающему часу испытаний. И хотя религии называли этот рубеж Страшным Судом или концом света, эзотерические учения предпочитали говорить о смене человеческой расы, сопровождающейся крупнейшими потрясениями, грозными событиями, но при благоприятном сценарии событий обещающей стать концом тьмы. Внимательное изучение духовного состояния планеты позволяло сделать вывод о большей вероятности гибельного сценария, поскольку люди оказались не готовыми к преображению своего духа и принятию очищающих огненных энергий, идущих из Космоса к Земле с целью ее очищения. Материалистическое мировоззрение и атеизм стали повсеместными и не позволяли задуматься о глубинных причинах происходящего кризиса. Религиозность все сильнее превращалась в формальное отправление культовых обязанностей, а религиозные пастыри в своем большинстве утратили ясное понимание путей общественного выхода из кризиса.

Все перечисленные тенденции разложения и распада цивилизации появились, конечно, не в XX веке, но значительно раньше, а многие из них уходят в толщу истории задолго до Рождества Христова. Движущей силой истории сокровенные учения считают человеческие устремления, сумма которых в каждом конкретном случае предопределяет конкретные следствия, результаты и судьбы государств во всех областях жизни. Сегодняшние устремления людей — носителей исторического потока — закономерно обусловлены их предшествующими устремлениями. Но помимо движущих сил истории есть силы ее направляющие, помимо видимого пласта истории есть слой невидимый, есть метаистория, творимая из сферы духа. Творцами метаистории являются наиболее сознательные и духовно продвинутые люди, самые совершенные из которых уже поднялись на несколько ступеней вверх по сравнению с уровнем человеческой эволюции. Речь идет о Великих Учителях Востока — Гималайских Махатмах.

Именно Великие Учителя, еще на заре человеческой истории, приняли на себя многотрудную и неблагодарную миссию направлять и ускорять движение человеческой эволюции. Как гласят эзотерические учения, они беспрерывно воплощались в царей, вождей, полководцев, пророков, духовных жрецов, учителей, святых, обучали людей ремеслам, основам морали и религии. Все мировые религиозные откровения и провозвестия были посланиями небес, переданными через благородный канал помощи, реализуемый через духовную волю Великих Учителей. Когда прежние откровения и религии приходили в упадок, становились формализованными, застывшими системами обрядов, Махатмы придавали им обновляющий импульс, посылая энергичных реформаторов и святых или же основывая новую религию. Они поддерживали сокровенные Белые Школы и Учения, где скрытая традиция тайного знания сохранялась в незапятнанной чистоте и успешно противостояла многочисленным черным ложам.

К середине XIX века духовная ситуация в мире резко ухудшилась. Волна грубого материализма, окутавшая планету, выступила представительницей будущего всплеска технократии, экологического кризиса, опустошения природы и человеческой души, переполненной ненавистью. Стало очевидно, что прежние меры воздействия и прежняя стратегия в духовной области уже не работают в достаточной мере. Время требовало изменения духовной стратегии в плане соотношения между традиционными и нетрадиционными формами религии в пользу нетрадиционных, которые по сути являются обновленным продолжением традиции. Требовался новый язык и новый более всеобъемлющий подход к проблеме совершенствования. Совершенствование из категории благого пожелания превратилось в категорию выживания, в единственное и решающее условие эволюции. Великие Учителя столкнулись с необходимостью изменить свой привычный подход тщательного дозирования истины и обнародовать сокровенные знания о Космосе, человеке, конкретных методах совершенствования и духовной практики.

Первым этапом этого обнародования стала миссия Еленв Петровны Блаватской, основавшей в XIX веке Всемирное Теософское Общество и выпустившей в свет свою знаменитую «Тайную Доктрину», которая содержала в себе синтез сокровенной философии, религии и науки. Следующим шагом было появление на свет Агни Йоги, для получения, утверждения и распространения которой главными фигурами были выбраны Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи.

Выбор ученика, способного воспринять Учение и выступить его апостолом и провозвестником в мире, для Великих Учителей всегда чрезвычайно ответственное событие. Сознавая грандиозную сложность задачи, они реализуют этот выбор с исключительной тщательностью, привлекая лишь тех, чьи духовные силы и способности полностью раскрылись и созрели, и в чьей преданности, целеустремленности и находчивости они не сомневаются, так как эти свойства проверены кармическими узами многих жизней.

 



 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header