header
header
header
header
header    
header Главная arrow Великие Женщины Мира arrow Великие Женщины 20 века arrow Максимова Екатерина Сергеевна.
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
Максимова Екатерина Сергеевна. E-mail

Максимова Екатерина Сергеевна

великая русская балерина и хореограф,

Народная артистка СССР,

(1939 - 2009).

Обладательница многих почетных званий и премий в области хореографии, существовавших в мире, с блеском исполнявшая все ведущие партии мирового балетного репертуара и десятки партий, созданных специально для нее современными хореографами, Екатерина Максимова вошла в историю русской и мировой культуры также как создательница оригинального жанра телевизионного фильма-балета. Известны такие ее фильмы-балеты, как "Галатея", "Петер", "Чаплиниана", "Анюта", созданные в 70-80-х годах прошлого века.

Екатерина Сергеевна Максимова родилась в Москве 1 февраля 1939 года. Судьба щедро одарила наследственными генами Катю, чья прабабушка была двоюродной сестрой Сергея Рахманинова и родной сестрой композитора Александра Зилоти. Ее дедушка Густав Шпет - известный философ, переводчик Гегеля, Диккенса и Байрона.

Мама Кати долго колебалась, прежде чем отвести девочку на показ в хореографическое училище. Сыграл свою роль тот факт, что жили они в одном доме и были знакомы со знаменитой балериной Гельцер, которая отметила у девочки несомненные балетные данные. Действительно, сложена Катя была для балета - худенькая, легкая, пропорциональная, подвижная и грациозная.

В 1949 году Катя Максимова была принята в Московское хореографическое училище. Своим преподавателям она доставляла много хлопот, так как была самой способной, но и самой озорной и отнюдь не самой прилежной среди своих сверстниц. В силу своего живого характера она никак не могла заставить себя без конца повторять однообразные, скучные упражнения, необходимые каждому будущему артисту балета. К счастью, ее первым педагогом стала Л.И. Рафаилова, которая прекрасно сумела найти подход к своенравной ученице. Она сразу поняла, что Катю Максимову нельзя заставить что-либо сделать - ее можно только заинтересовать. Рафаилова отметила впечатлительность девочки и, обращая ее внимание на эмоциональную сторону музыки, сумела настроить Катю на серьезные занятия.

За год до выпуска из училища ей поручили роль Маши в «Щелкунчике», шедшем в то время на сцене Большого театра с участием юных исполнителей. И уже тогда восьмиклассница Катюша Максимова выдержала, по сути дела, экзамен на балерину. «Рекомендовать» ее в солистки даже не пришлось: руководству театра и так было ясно, что в труппу приходит интересная, с незаурядным талантом танцовщица. Первой серьезной ролью в театре стала Катерина в балете «Каменный цветок». Необыкновенно грациозная, изящная Максимова сразу завоевала любовь зрителей. А классический репертуар начала с Жизели.

«Взяв ту же светлую тему юности, что и Уланова, – писала журналистка Татьяна Костыгова, – Максимова наполнила образ девочки-женщины живым, лукавым, озорным теплом. Максимову не назовешь «обыкновенной богиней», как называли Уланову. В ней зрители видят не далекий идеал, а свою современницу. Вместо сдержанной отстраненности – открытость, почти исповедальность в выражении чувств и при этом ироничность, умение пошутить над собой, найти забавное в серьезном, даже печальном. Она, как и Уланова, танцует любовь, но любовь более земную...»

Одетта-Одиллия, Аврора, Джульетта, Золушка, Фригия в «Спартаке», Элиза в «Галатее», Китри в «Дон Кихоте» - ликующий образ радости и упоения жизнью... Когда Максимова легко, словно играючи, демонстрировала свои знаменитые тридцать два фуэте, зал неистовствовал: «Браво, Китри!»

Еще в училище начал складываться дуэт Максимовой с ее будущим мужем Владимиром Васильевым, впоследствии признанный эталонным артистическим дуэтом. Еще на предпоследнем курсе училища 16-летняя Максимова со своим одноклассником и партнером Владимиром Васильевым выступили в ученическом спектакле на сцене Большого театра в балете "Щелкунчик" П.И.Чайковского. С тех пор подавляющее большинство спектаклей, в том числе все 30 лет общей работы в Большом театре (с 1958 по 1988 гг.), они танцевали вместе. Мировая критика назвала их "золотой парой балета ХХ века", "совершенным дуэтом, равного которому ХХ век еще не родил".

"Дитя Большого театра" (точнее "бэби" - так прозвали Максимову на все тех же американских гастролях), сохранив свою лучезарность, так выгодно отличавшую "максимовскую" исполнительскую манеру, со временем выросло в балерину, равно виртуозно владевшую и техникой балета, и актерской палитрой, на которой были представлены все возможные краски: лирические, комические и трагические.

В 1965 году Екатерина Максимова неожиданно для всех блистательно выступает в бравурной партии Китри в балете Л. Ф. Минкуса "Дон Кихот". Это становится настоящим событием - виртуозное мастерство Максимовой, яркая комедийность до сих пор остаются непревзойденным эталоном исполнения этой роли.

Она стала первой исполнительницей партий Фригии в балете "Спартак", Маши в "Щелкунчике" и принцессы Авроры в "Спящей красавице".

Максимова всегда обладала большим сценическим обаянием, филигранной отточенностью и чистотой танца, грацией и изяществом пластики. Это и определило широкий диапазон ее творчества.

Она танцевала на лучших сценах мира: трагическую Юлию из "Ромео и Юлии" Мориса Бежара и жестокую Розу в "Голубом ангеле" Ролана Пети, Татьяну из "Онегина" Кранко и Ромолу из балета Менегатти "Нижинский" (театр "Сан-Карло").

Максимова всегда считала, что "неважно, где танцевать, - важно танцевать". Поэтому не ждала самых выгодных предложений и не требовала наилучших условий - когда возникли проблемы с главным балетмейстером Большого театра Юрием Григоровичем и Максимовой перестали давать спектакли, она с большим интересом стала работать в московском театре "Классический балет", сниматься в фильмах, выступать на концертах, гастролировать. Всегда работала там, где предлагали, главное - чтобы роли, спектакли увлекали ее.

Для Максимовой и их дуэта с Васильевым создавали свои шедевры такие мэтры российской и мировой хореографии, как Юрий Григорович, Касьян Голейзовский, Морис Бежар, Джон Кранко, Ролан Пети и многие другие. О них снимали фильмы и писали монографии.

В последние годы Екатерина Максимова занималась педагогический деятельностью. С 1982 года преподавала на кафедре хореографии Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС, ныне Российская академия театрального искусства), где в 1996-м ей было присвоено учёное звание профессора.

С 1990 года Максимова являлась педагогом-репетитором театра «Кремлёвский балет», а с 1998-го - балетмейстером-репетитором Большого театра (среди учениц последнего времени - Галина Степаненко, Марианна Рыжкина, Светлана Лунькина и Анна Никулина).

Последнее выступление Екатерины Максимовой на сцене Большого театра состоялось 1 февраля 1999 года, в день ее 60-летия, в минибалете "Сады Вилландри" на музыку Шуберта, постановка которого стала подарком хореографа Марты Кларк к юбилею балерины.

В феврале 2009 года поклонники таланта Екатерины Сергеевны отмечали её 70-летний юбилей и полвека их совместной творческой жизни с ее мужем, другом и единственным партнером по сцене Владимиром Викторовичем Васильевым. Весь зал Большого театра в едином порыве приветствовал великую балерину бурей аплодисментов и бесконечными букетами цветов.

Екатерина Максимова скоропостижно скончалась от инфаркта 28 апреля 2009 года в Москве, похоронена на Новодевичьем кладбище.

О творческой судьбе Екатерины Максимовой снят документальный фильм "Фуэте длиною в жизнь". За выдающийся талант Екатерина Сергеевна была награждена премиями Анны Павловой и Мариуса Петипа (Парижская академия танца), премией имени Дягилева, медалью имени Пабло Пикассо, орденом Дружбы народов и орденом "За заслуги перед Отечеством".

 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header