Страница 4 из 8 4. Совершенное действие в различных традициях. Образ мастера, способного к этому совершенному действию, демонстрирующего это на каждом шагу, пронизывает многие культуры Востока и Запада. Суфии — последователи эзотерического ислама — владели различными ремеслами и маскировали свою посвященность за образом ткача, кузнеца, гончара и т.д. Каждый из этих мастеров учился постигать эзотерические тайны бытия и эзотерической работы на внешне обыденной экзотерической работе ремесленника. Достигалось это за счет постоянной тренировки, за счет накопления опыта в поколениях, за счет того, что в этих обычных действиях человека обучали видеть божественный замысел. Когда ученик-суфий мыл пол, он представлял, что омывает внутреннюю природу, когда он полировал медь, то он представлял, что полирует до блеска структуры своего сознания, когда он делал какую-либо деталь — он представлял Мастеров и подражал им. Это было и в индийской традиции, и в китайской. Мастер-даос мог быть мастером боевого искусства, мастером красноречия или поэзии, астрологии или приготовления пищи, мог быть и чиновником. Мог быть выбран и конфуцианский путь. В Китае никогда не было чистого конфуцианства и даосизма, и эти две стороны бытия — упорядоченность и спонтанность по-разному проявляли себя в различных областях. Когда надо было обратиться к природе, китаец мог быть даосом — спонтанным поэтом, который видит мир как поток прекрасных вещей перетекающих друг в друга. Когда он имел дело с обществом, его иерархией, он становился конфуцианцем, исповедовавшим сыновние почтительности, принцип иерархической лестницы восхождения к Небу, воле которого надо было следовать. С точки зрения китайской традиции, Мастер — это тот, кто умеет работать и со спонтанностью, и с упорядоченностью. В Западной традиции понятие мастера восходит к масонству. Масонство образовалось от скрещения ордена тамплиеров с представителями тайных архитектурных союзов, которые хранили секреты строительного искусства и построения храмов. Идеал масонства — мастер, вольный каменщик, который превращает грубую необработанную материю своей души в обработанный куб, как символ совершенства души. Мастер — тот, кто прошел этот опыт, кто умеет его практически применять. Понятие мастера духа, совершенствования в масонстве было глубоко разработано. Мастер передавал свои знания подмастерьям, которые учатся у него мастерству. Сам мастер учился у великого мастера — гроссмейстера, который знает высшие секреты жизни, действия, вселенной. И сами принципы построения масонской ложи были весьма совершенны, они существовали многие века, как, например, и некоторые суфийские ордена, начавшие свою историю в древние века и существующие до нашего времени. Эти структуры были сложены на длительные времена для внутреннего совершенного построения коллективов. В русской традиции понятие «мастера-золотые руки», («дело мастера боится»), умельца — тоже весьма высоко отразилось в сознании древнерусского человека. Так же хранились и из поколения в поколение передавались тайные секреты различных искусств. Так образовывались профессиональные династии мастеров, роды, кланы, своеобразными пародиями которых стали современные рабочие династии, так как в них не было уже индивидуальной передачи секрета, а был промышленный поток, и люди ходили лишь к одной и той же проходной завода. Царство качества заменилось на царство количества, гораздо труднее стало проявлять мастерство. Но культ династии, наследственности остался. Вот как «Бхагавадгита» говорит о необходимости действия: «Знай, что от Брахмы происходит действие, и Брахма идет от Вечного. Поэтому вездесущий Брахман вечно пребывает в жертве. Тот, кто на земле не следует вращению колеса, кто живет в грехе и наслаждается чувствами, тот живет напрасно. Но тот, кто обрел радость и удовлетворение в Высшем Я и счастлив лишь в Нем — тот поистине совершил все до конца. Его не касаются более ни действие, ни бездействие в этом мире, и помыслы его не зависят ни от чего сотворенного. И потому непрестанно, без привязанности, совершай должные действия, ибо воистину, свободно совершая действия, человек достигает Высочайшего. Воистину деятельностью достиг Джанака и другие совершенства ранее других. Действуй и ты так же во благо мира. То, что делает великий человек, то делают и другие; его примеру следует народ». Таким образом, все традиции мира во все времена придавали большое значение искусству совершенного действия. |