header
header
header
header
header    
header Главная arrow Новости календаря arrow 21 января 1905 г. – родился Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий.
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
21 января 1905 г. – родился Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий. E-mail

Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий

художник,

входил в группу художников-космистов "Амаравелла",

ученик Н.К. Рериха.

Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий родился 21 января 1905 г. в Санкт-Петербурге. В 1917 г. вместе с семьей переезжает в Москву. В юности испытал сильное духовное влияние со стороны дяди, искусствоведа А. П. Иванова, познакомившего племянника с художниками «Мира искусства» и «Бубнового валета». В книге «Творческий путь» художник писал о себе: «Склонность к созерцанию, чувство гармонии и ясности в отношении к природе пробудились ещё в ту далёкую пору и никогда меня не покидали», «в пятнадцать-шестнадцать лет я уже стремился осмыслить мир», «в свои семнадцать лет я уже стремился выразить в рисунках созвучное мне настроение мира». В юношеский период жизни происходит знакомство с философской литературой и теософией. Ищет ответы на самые главные, основные вопросы бытия: предназначение человека, устройство мироздания, место человека в Космосе и Космоса в человеке. Стремление к духовно-нравственному совершенствованию, гармонии с окружающим миром навсегда соединяет жизненный путь будущего художника с семьёй Рерихов.

 Особую роль сыграли рассказы А. П. Иванова о Н. К. Рерихе, которого он близко знал. Именно это знакомство в 1926 г., облегчило встречу с Н. К. Рерихом, (когда он был проездом в Москве), который вводит его в мир научно-философского Учения Живая Этика. В период с 1922-1927 гг. активно переписывался с В. В. Кандинским. Участник «Выставки пяти».

Борис Смирнов-Русецкий  – продолжатель традиций русского космизма, член группы художников, носившей красивое название "Амаравелла", возникшей в России в 20-х годах ХХ века. Предположительно, слово «Амаравелла» переводится с санскрита, как «Путь к бессмертию», «Росток бессмертия». В своих необычайно смелых по мысли картинах эти художники-космисты воплощали то, о чём писали учёные К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский.

Одно из положений Манифеста группы "Амаравеллы" звучит так: "Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса – в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира". Художники настаивали на "несказанности" своего искусства, его проникновении в "нездешнее". Они пытались соединить земное и небесное, реалистическое и фантастическое. Именно эта попытка синтеза, поиск гармонии мира так интересны в их творчестве. Большое влияние на творчество художников "Амаравеллы" оказала встреча с Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами.


Последователь школы Куинджи, друг и ученик Николая Рериха, Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий (1905-1993) писал в своем дневнике: «Искусство, в любых его формах, должно зажигать сердца». Наверное, поэтому у художника нет ни одной мрачной картины. Смирнова-Русецкого называют мастером прозрачности, отдавая должное его неповторимой технике.

Николай Рерих решил привлечь международное внимание к искусству молодой России, и в 1927 году большое количество картин «Амаравеллы» было экспонировано на интернациональной выставке общества «Корона Мунди» в Нью-Йорке: экспозиция «Амаравеллы» была развернута в здании Рериховского музея.  Нью-йоркская экспозиция положила начало мировой известности космистов. Живописцу Борису Смирнову-Русецкому был тогда 21 год.

В книге «Творческий путь» Борис Алексеевич писал: «Искусство мы признавали ведущим фактором духовной жизни. В нашей художественной деятельности мы возвышенное космическое начало ставили во главу угла, и отражение этой вселенской духовности было непреложным условием творчества, а также критерием всех оценок».  

В 1928 году вместе с другими художниками «Амаравеллы» экспонировал свои произведения в Чикаго. В 1929 г. принял участие в 6-й выставке группы художников «Жизнь – Творчество» (Москва).

В начале 1930-х годов художники группы «Амаравелла» были подвергнуты политическим репрессиям, а память о космизме, как явлении в отечественном искусстве, фактически предана забвению. Но, несмотря на аресты и репрессии единомышленников, Смирнов-Русецкий твёрдо верил в спасительную миссию красоты. Каждое лето художник с этюдником путешествует по стране, особенно его влекут места, связанные с именем Н.К. Рериха. Б.А. Смирнов-Русецкий повторяет многие маршруты своего учителя. Особенно притягателен для него русский Север, художник прошёл его от Углича до Хибин: всюду он открывал новые аспекты в красоте северной природы.

24 июня 1941 Борис Алексеевич  был арестован. Основанием была связь с покинувшим страну Н.К. Рерихом, переписка с эмигрантом В.В. Кандинским, поездка в 1923 в составе группы художников "Амаравеллы" в США с выставкой, переписка с сотрудницей музея Рериха в Нью-Йорке, второй арест отца в 1938 году. Спустя 16 лет, в 1956 году Смирнова-Русецкого реабилитировали; он даже защитил диссертацию по изучению кристаллической структуры металлов (в аспирантуру он поступил еще в 1930-м). Годы заключения и ссылки укрепили духовную позицию Бориса Алексеевича, возвысили над преходящим и трансформировали личность, приблизив её к индивидуальности.   

Благоприятные условия для творческой работы сложились у Бориса Алексеевича лишь во второй половине 1950-х годов. Художник переживает яркий творческий взлёт. Он работает много и плодотворно: реализуется многое из того, что было задумано в двадцатые и тридцатые годы; рождаются новые замечательные циклы картин, совершенствуется живописный язык мастера, его письмо становится всё более тонким и одухотворённым.

В период с 1962 по 1988 гг. в Москве, Ленинграде, Киеве, Новосибирске, Выборге, Пскове состоялись персональные выставки произведений художника.

Всё возрастающий интерес к творчеству мастера не случаен, он обусловлен прежде всего огромным духовным потенциалом картин Б.А. Смирнова-Русецкого: зритель находит в них своеобразную концепцию мира, созвучную лучшим исканиям времени. «Прозрачность», «Осенние раздумья», «Старый Вильнюс», «Север», «Алтай»… В полотнах этих циклов художник отразил мысли о самом важном, восторгался туманами и звёздами, ароматом трав и силуэтами берёз. Борис Алексеевич, как вспоминают его друзья, был человеком завидной воли. Не сломленный пятнадцатилетним заточением в ГУЛАГе, он продолжал писать оптимистичные полотна: у Смирнова-Русецкого умеют грустить даже розы, но и это чувство выражено на картине в мажорных тонах. Художник-космист твёрдо верил, что будущее прекрасно и светло, что Вселенная едина и гармонична. И главное в этой Вселенной – человек.

Художник оставил огромное наследие – 1 800 картин и 2 000 этюдов, он автор более 40 циклов картин. Вышедший из петербургской дворянской семьи, тесно связанной с кругом творческой интеллигенции, Смирнов-Русецкий очень рано оказался в атмосфере, благоприятной для развития эстетических задатков. Во многом определяющими оказались для художника занятия у Ф.И. Рерберга и В.А. Фаворского во ВХУТЕМАСе, увлеченность идеями Н.К.Рериха, переписка с В.В. Кандинским.

 Особенность живописи Б. Смирнова-Русецкого в том, что он воспринимает природу не только как часть Земли, но и как часть Вселенной. Отвечая на призыв Н.К. Рериха осознать красоту Космоса, Борис Алексеевич стремится передать в своих картинах единство Космоса, выразить Беспредельность в великом и в малом. Поэтому его пейзажи становятся не просто изображением природы, а отражением человеческой души. Природа на его картинах живая, думающая, размышляющая о вечном… Луч интуиции художника высвечивает небывалые дали. Перспектива наслаивается на перспективу; пространство просвечивает сквозь пространство; за нашей Вселенной брезжат иные миры. Художник мастерски передаст это чередование планов, сквозящих друг в друге, открывая перед зрителем прозрачный образ Беспредельности. В неё хочется глядеть долго-долго, она зовет, притягивает, настраивает на сосредоточенное внимание, которого нам так не хватает в сегодняшней суматошной жизни.

"Главная задача, – писал художник, – углубление духовности в жизни и в искусстве". Мудрость, одухотворенная любовь к жизни, людям, природе, светят нам с его полотен. И будут светить до тех пор, пока не иссякнет в человеке жажда Красоты, что помогает ему совершенствоваться…

7августа 1993 года Борис Смирнов-Русецкий умер в Санкт-Петербурге.

Долгая жизнь художника позволила развить творческую активность и усовершенствовать не только своё профессиональное мастерство, но и мастерство своей души.

«Конец века - это и начало нового тысячелетия, которое, согласно всем предвидениям, наконец приблизит человечество к объединению и взаимопонимаю, к торжеству обновленного сознания, в воспитании которого искусство играет очень большую роль. "Сознание красоты спасёт мир", - говорил Н. Рерих.

На моем долгом творческом пути, охватившем более семидесяти лет, было немало трудностей, страданий, даже безысходности. И лишь радость ожидания великого будущего, которое потенциально уже живёт в нас, вера в безграничную гармонию Космоса укрепляли мой дух и не позволяли сдаваться.

Теперь, в конце жизни, я чувствую, что и творил, и одолевал невзгоды не напрасно!

Москва - июль 1990». «Творческий путь» Б.А. Смирнов-Русецкий.

 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header