«Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе». Ромен Роллан Ромен Роллан - французский писатель, общественный деятель, учёный-музыковед. Иностранный почётный член АН СССР (29.03.1932), Лауреат Нобелевской премии по литературе (1915). Ромен Роллан — одна из крупнейших фигур литературной и общественной жизни современного Запада. Его жизненный и творческий облик выделяется среди всей литературы XX в. как облик не только большого писателя, но и виднейшего общественного деятеля, чьё имя стало как бы олицетворением идейной чести, неподкупности, моральной высоты. Ромен Роллан — один из тех «мастеров культуры», которые поддерживают её преемственность, принося новому миру лучшие стороны культуры прошлого. Ромен Роллан, французский романист и публицист, родился в обеспеченной буржуазной семье в Кламси, маленьком городке на юге Франции, где провёл детские годы. Его отец, Эмиль, был адвокатом, а мать, урожденная Антуанетта Мари Куро, – набожной, замкнутой женщиной, по желанию которой, в 1880 г. семья переехала в Париж, чтобы сын мог получить хорошее образование. С ранних лет, когда мать обучала его игре на пианино, Ромен полюбил музыку, особенно произведения Бетховена. Позже, будучи учеником лицея Людовика Великого, он столь же сильно полюбил сочинения Вагнера. В 1886 г. юноша поступает в весьма престижную Эколь нормаль сюперьер, где изучает историю, готовясь стать университетским учёным, чего так хотела его мать, и в 1889 г. получает диплом преподавателя. С 1889 по 1891 г. Ромен Роллан едет по стипендии в Рим, где изучает историю в Эколь франсэз, однако со временем утрачивает интерес к исследовательской работе и под впечатлением исторических пьес Шекспира начинает писать цикл исторических драм, в основе которых лежат события и личности итальянского Возрождения. Вернувшись в 1891 г. в Париж, Ромен Роллан продолжает писать пьесы и заниматься исследовательской работой. В октябре 1892 г. он женился на Клотильде Бреаль, дочери знаменитого филолога. В том же году молодожёны возвращаются в Рим, где Ромен Роллан начинает работу над диссертацией об оперном искусстве до Жана Батиста Люлли и Алессандро Скарлатти. В 1893 г. Ромен Роллан вновь приезжает в Париж, занимается здесь преподавательской и научной работой, а также литературой. Двумя годами позже в торжественной обстановке он защищает первую в Сорбонне диссертацию в области музыки, после чего получает кафедру музыкознания, специально для него учрежденную. В течение следующих 17 лет Ромен Роллан совмещает занятие литературой с чтением лекций по музыке и изобразительному искусству в Сорбонне, а также в двух других учебных заведениях: в Школе социальных исследований и Эколь нормаль сюперьер. В это же время он знакомится с Шарлем Пеги, поэтом-католиком, в чьем журнале «Двухнедельные тетради» ("Cahiers de la Quinzaine") печатает свои первые произведения. Поскольку Ромен Роллана больше всего интересовала история культуры, в особенности её решающие или, как он их называл, «героические» периоды, он начал писать не отдельные произведения, а целые циклы. Первый такой цикл пьес, посвященный итальянскому Возрождению, остался лишь в набросках и напечатан не был, а второй – «Трагедии веры» ("Les Tragedies de la foi") – включал в себя три пьесы: «Святой Людовик» ("Saint Louis", 1897), «Аэрт» ("Aert", 1898) и «Торжество разума» ("Le Triomphe de la raison", 1899). B последующие циклы писателя входили не только пьесы, но биографии и романы. Три исторические пьесы, вошедшие в «Трагедии веры», совмещали в себе искусство и социальную критику, ими Ромен Роллан стремился вселить в своих сограждан веру, мужество и надежду, которых, по мнению писателя, так не хватало во Франции того времени. Тем не менее «Трагедии веры» мало что изменили во французском театре, где в это время процветала мещанская мелодрама. Это и навело Ромен Роллана на мысль о народном театре; подобно Льву Толстому, которым он восхищался и с которым переписывался, Ромен Роллан полагал, что публика должна воспитываться на героических примерах. Заинтересовавшись статьей Мориса Поттеше «Народный театр», Ромен Роллан в 1903 г. в «Двухнедельных тетрадях» опубликовал манифест, призывающий противодействовать пессимизму и материализму 80-х гг. XIX в. и вышедший впоследствии отдельной книгой – «Народный театр» ("Le Theatre du peuple", 1918), где писатель говорит о необходимости создавать новые Пьесы, в основе которых лежали бы исторические события, вдохновляющие публику. Ромен Роллан создал цикл пьес, посвященный французской революции, в духе исторических хроник Шекспира. Три такие пьесы вошли в цикл «Театр революции» ("Theatre de la Revolution", 1909), завершившийся спустя 30 лет драмой «Робеспьер» ("Robespierre", 1939). Эти дидактические, полные патетики пьесы на политические темы в то время, когда главенствующим литературным направлением был натурализм, прошли незамеченными; успех к ним пришел позже – в Германии после первой мировой войны, а во Франции – в 30-е гг. Ромен Роллан задумал также серию биографий знаменитых людей, жизнь и деятельность которых могла бы стать примером для читателя. Его биограф, Уильям Томас Старр, полагает, что Ромен Роллан написал «Жизнь Бетховена» ("Vie de Beethoven", 1903), первую и наиболее удавшуюся биографию серии, «в знак благодарности за источник вдохновения в минуты отчаяния и безнадежности». Отчаяние, вероятно, во многом было вызвано разводом писателя с женой в 1901 г. Закончив в 1905 г. биографию Микеланджело, Ромен Роллан отказывается от продолжения биографической серии, так как приходит к выводу, что правда о трудной судьбе великих людей едва ли подействует на читателя вдохновляющее. Впрочем, Ромен Роллан остался верен биографическому жанру и позже, когда пишет биографии Генделя (1910), Толстого (1911), Ганди (1924), Рамакришны (1929), Вивекананды (1930), Пеги (1944). «Жан-Кристоф» ("Jean-Christophe"), десятитомный роман, выходивший с 1904 по 1912 г., представляет собой историю жизни гениального музыканта, прообразом которого послужил Бетховен, а также широкую панораму европейской жизни первого десятилетия XX в. Отдельными частями роман печатался в «Двухнедельных тетрадях» Пеги и сразу же получил мировую известность, и принес Ромен Роллану международное признание. После чего писатель уходит из Сорбонны (1912), и целиком посвящает себя литературе. Австрийский писатель Стефан Цвейг утверждал, что «Жан-Кристоф» – это результат разочарования Ромен Роллан в биографическом жанре: «Поскольку история отказала ему в образе «утешителя», он обратился к искусству...» Нобелевскую премию по литературе за 1915 г. Ромен Роллан получил в основном благодаря «Жан-Кристофу». Как таковая премия была вручена писателю лишь в 1916 г. – отчасти из-за скандала, вызванного тем, что Ромен Роллан, поселившийся незадолго до первой мировой войны в Швейцарии, опубликовал в 1915 г. страстные антивоенные статьи под названием «Над схваткой» ("Audessus de la melee"). Где ратовал за свободу и интернационализм, против несправедливости и ужасов войны, а также против бывших пацифистов, которые во время войны стали ярыми националистами. Ромен Роллан получил Нобелевскую премию по литературе «за высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи». Из-за войны традиционная церемония награждения не проводилась, и Ромен Роллан с Нобелевской лекцией не выступал. Политические взгляды Ромен Роллана продолжают оставаться противоречивыми, и особенно по отношению к Советскому Союзу, который он всячески поддерживал, хотя и критиковал за ошибки. Вообще в годы между мировыми войнами писатель всё больше времени и сил уделяет политике и общественной жизни и в то же время по-прежнему очень много пишет: это музыковедческие статьи, биографии, пьесы, дневники, воспоминания, письма, очерки, романы. В 20-е годы он увлекается индийской религиозной и политической мыслью. В 1931 г. к нему в Швейцарию приезжает Ганди, биографию которого Ромен Роллан написал в 1924 г. Главным художественным произведением этого периода становится шестой цикл писателя «Очарованная душа» ("L'Ame enchantee", 1925...1933), семитомный роман, в котором описывается мучительная борьба женщины за реализацию своих духовных возможностей. Отстаивая право на самостоятельный труд, на полноправное гражданское существование, Аннет Ривьер, героиня романа, освобождается от иллюзий. В 1934 г. Ромен Роллан женился на Марии Кудашевой, а четыре года спустя вернулся из Швейцарии во Францию. Во время второй мировой войны писатель оставил свою позицию «над схваткой» и занял место в рядах борцов с нацизмом. 30 декабря 1944 г. Ромен Роллан скончался от туберкулеза, которым страдал с детства. Его письмо, прочитанное вслух в Сорбонне, в котором писатель выражает соболезнование семьям деятелей науки и искусства, погибших от рук нацистов, было написано за три недели до смерти, 9 декабря. Личность Ромен Роллана, его идеи, возможно, больше повлияли на современников, чем его книги. Его друг Мари Дормуа писала: «Я восхищаюсь Роменом Ролланом. Я также восхищаюсь «Жан-Кристофом», но человек мне, пожалуй, нравится больше, чем автор... Он был поводырем, маяком, показывающим путь всем тем, кто колебался, у кого не хватало сил, чтобы пройти свой путь в одиночку». Некоторые критики недооценивали литературные достижения Ромен Роллана, в книгах которого отдельные слова оказывались порой куда менее важными, чем общий смысл, основная идея; существует также мнение, что «Жан-Кристоф», задуманный Ромен Ролланом как симфония, расплывчат и бесформен. Наиболее взвешенная оценка творчества Ромен Роллана принадлежит его биографу Старру, писавшему, что, «если не считать «Жан-Кристофа», Ромен Роллана будут помнить не как писателя, а как одного из наиболее активных и решительных защитников человеческого достоинства и свободы, как страстного борца за более справедливый и гуманный общественный строй». Старр утверждал также, что, «возможно, еще не пришел час оценить Ромен Роллан по достоинству... Только время способно отделить гениальное от преходящего, недолговечного». «Ромен Роллан ушёл, Алексей Каррель ушёл. Уходят те, кто был духовно близок». 15.02.1945 (Письма Н.К.Рерих в Америку).
|