23 апреля у православных христиан начинается главное событие года, Праздник праздников и Торжество из торжеств, - Пасха. Православная Пасха, Воскресение Христово - это основа и венец Православной веры, первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы. Праздник «кочует» во времени и выпадает каждый год на разные дни в период с 22 марта по 25 апреля по старому стилю. На первом Вселенском соборе Христианских церквей (325 г.) было решено перенести Праздник на неделю позже еврейского. Постановлением этого же собора, Пасха должна отмечаться в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. В 1054 году произошло разделение на православную и католическую церкви. В дальнейшем католики перешли на «новый» календарь, поэтому в этих церквах Пасха отмечается в разное время. С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника. В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами. Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, ещё тридцать два дня - до Вознесения Господня.
Придя на Русь из Византии, христианство принесло и ритуал празднования Пасхи. Всю неделю, предшествующую этому дню, принято называть Великой, или Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели: Великий Четверг - как день духовного очищения, принятия таинства, Страстная Пятница - как ещё одно напоминание о страданиях Иисуса Христа, Великая Суббота - день печали, и, наконец, Светлое Воскресение Христово. У православных славян существовало множество обычаев, ритуалов, приуроченных к дням Великой недели. Так, Великий Четверг традиционно называют «чистым», причём не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом. В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой - купание в проруби, реке, озере. В этот день убирали в избе, всё мыли и чистили. Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. У многих народов весенний праздник воскресения природы связывается со священным символом яйца как началом развития жизни. Крашеными яйцами обменивались древние скандинавы. Было Мировое Яйцо, в котором развивался Брама, у индусов - Хиранья Гарбха; Мировое Яйцо египтян, которое вышло изо рта «несотворенного и вечного божества», Нефа, и которое является эмблемой порождающей силы. Затем, Яйцо Вавилона, из которого вышла Иштар и которое якобы упало с небес в Евфрат. Посему ежегодно весной почти в каждой стране употреблялись раскрашенные яйца, в Египте их подвешивали в храмах, ими обменивались как священными символами с наступлением весны, которая была, есть и всегда будет символом рождения или возрождения - космического и человеческого, небесного и земного. «Христианство вложило иной смысл в этот древний обычай, связав его с празднеством Воскресения Спасителя, который, подобно скрытой жизни в яйце, покоился в могиле три дня, прежде чем проснулся для новой жизни». Это было тем более естественно, ибо Христос отождествлялся с тем же Весенним Солнцем, которое появляется во всём своём великолепии после мрачной и долгой смерти зимой. Всю Светлую неделю, пока длился праздник, стол оставался накрытым, к столу приглашали, угощали, особенно тех, кто не мог или не имел такой возможности, привечали нищих, убогих, больных. Пасхальный стол отличался от обычного праздничного великолепием, был вкусным, обильным и очень красивым.
В первый вторник после пасхальной недели св. Церковь, разделяя радость Воскресения Христова с умершими в надежде всеобщего воскресения, особо творит поминовение усопших, потому и день этот называется «Радоницей». Молитва за усопших - это самое большое и главное, что может сделать христианин для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина. Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. В своей жизни каждый человек проходит через испытания, страдания и горечь поражения. Как часто при этом мы говорим о торжестве несправедливости, о победе зла над добром! Сколько человеческих жизней разбивается о тайну могущества зла! Но ведь для того, чтобы избежать разочарования и уныния, следует помнить: зло уже повержено. Оно побеждено Воскресением Христовым. Воскресение Спасителя выводит христианство из границ морально-этической доктрины. В свете Воскресения, христианство открывается как религия, в которой и через которую человеческое соединяется с Божественным. И это есть главный смысл праздника Пасха.
Христос Воскрес !
Христос Воскрес - вот весть отрадная! Мы говорим: «Воистину Воскрес!» Ведь это Чудо для нас главное Из существующих чудес.
Надежда это и спасение! Не забывайте же о том, Что будущее Воскрешение В страданиях добыто Христом.
В людских слезах, крови, мучениях За нас понёс Он тяжкий крест. И примем мы Его Учение, Чтоб вечно быть. Христос Воскрес! Вероника Агеева, г. Обнинск.
|