Тысячу лет назад В Бухаре жил гениальный человек по имени Абу Али Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Али ибн-Сина. Ибн-Сина был ученым-энциклопедистом. Его научное наследие весьма обширно и охватывает ВСЕ отрасли знаний того времени: философию, логику, музыку, поэтику, языкознание, медицину, астрономию, химию и др. Через 100 лет после его смерти по приказу религиозных фанатиков в Багдаде на главной площади сожгут философские книги Ибн-Сины, а еще через несколько сотен лет в Европе после изобретения печатного станка сразу после Библии напечатают пять томов «Канона врачебной науки». Ибн-Сина родился 16 августа 980 г. Отцу Ибн-Сины Абдаллаху и его жене нравилось имя Хусейн. Ими давно было решено назвать первого сына Хусейном, но в благородных домах нужно было дать сыну и кунью - почетное прозвище. «У моего мальчика обязательно будет свой сын, - смеялся Абдаллах. - Так пусть же не мучается мой мальчик Хусейн. Я уже дал имя его будущему сыну Али. Кунья будет Абу Али». Откуда было знать Абдаллаху, что напрасно он выдумал эту затею со вторым именем. Не будет у Хусейна сына, и семьи у него своей не будет. А станет скитаться он всю жизнь по караванным путям от города к городу, от правителя к правителю. Маленький Хусейн был очень любопытным мальчиком. Слово «Почему?» он повторял много раз в день, удивляя всех. Когда Хусейну исполнилось 5 лет, мальчика отдали в начальную школу, где он проучился до 10 лет, причем он был самым маленьким из всех учеников. Главы из Корана - суры - читались по-арабски. Хусейн сразу подступил к учителю с вопросами, но тот говорил: «Учи Коран. Там на все есть ответы». Одновременно Хусейн учил с другим учителем арабский язык, так как его родным языком был фарси. Однажды Хусейн сказал: «Я выучил весь Коран. Теперь я могу задать свои вопросы?» Учитель обиделся: «Коран учат долгие годы, и знающим его наизусть дают почетное звание - хафиз». «Значит, я хафиз!» - сказал мальчик. На экзамене Хусейн рассказал все суры, не пропустив ни одного слова. С тех пор он не ходил в школу. Из его автобиографии: «К 10 годам я изучил Коран и литературу и делал такие успехи, что все поражались». Обстановка в семье способствовала духовному развитию юноши. Отец Ибн-Сины, человек состоятельный и образованный, был близок к исмаилитам (противникам ортодоксального ислама). Возможно, от исмаилитов Ибн-Сина воспринял критическое отношение к Корану. Обучение математике и философии шло столь успешно, что вскоре ученик не только догнал учителя, но и часто ставил его в тупик. Ибн-Сина пишет: «Я дал такой анализ определения, подобного которому он не слыхал. Он удивился мне и посоветовал отцу не занимать меня ничем, кроме наук. То же было и с книгой Евклида, 5-6 теорем я изучил с учителем, а далее он был не в силах обучать меня. Тогда я самостоятельно занялся изучением книг. Было много таких вопросов, которые он до того не знал и научился им от меня». Медициной Ибн-Сина заинтересовался очень рано, не имея еще 12 лет от роду. «Медицинская наука не из трудных, и, конечно, я преуспел в ней в кратчайшее время так, что известные врачи того времени стали приходить ко мне за советом. Посещал я и больных, и в результате достигнутого мною опыта открылись передо мной такие врата исцеления, что это не поддаётся описанию. А было мне тогда 16 лет» - пишет Ибн-Сина. «Однажды эмир заболел и врачи не могли определить его болезнь. Имя моё было им известно, и они рассказали эмиру обо мне и попросили вызвать меня. Я явился и участвовал вместе с ними в лечении и отличился на этой службе ему». В благодарность за исцеление Ибн-Сина получил доступ в знаменитое книгохранилище Саманидов. Здесь завершилось его образование и началось самостоятельное творчество. Возможно, именно во время работы в Бухарской Библиотеке у него зародилась идея создать обобщающий труд по медицине, где можно было бы найти название болезни со всеми её признаками, а также указание на то, отчего она возникает и как можно её излечить. Так началась подготовка материала для «Канона врачебной науки». Успех «Канона» был вызван ясностью, убедительностью, простотой описания клинической картины болезней, точностью терапевтических и диетических предписаний, что обеспечило его автору самодержавную власть в течение 5 веков во всем медицинском мире. В 999 г. умер отец Ибн-Сины. К семье бывшего исмаилита власти относились с подозрением, положение его стало опасным, и он переезжает в другой город. Другое произведение Ибн-Сины, поэма о медицине «Урджуза», жива и сегодня. Сразу же бросается в глаза, что поэму писал врач-философ, человеколюб, прежде всего озабоченный тем, чтобы не навредить больному. Советы великого врача не утратили значения и в наши дни. Из вступления: Огонь священный в сердце не потух, Пылает разум, обновляя дух. У каждого - свое дыханье, чувство, И в том Творца премудрое искусство. О пище: Годятся в пищу нам со дня творенья Животные продукты и растенья. Бывает пища кислой, терпкой, вязкой, Горячее пристало есть с опаской. О натурах: В мужской натуре - сухость и тепло, А в женской - влажность холодом свело. Те, у кого видны под кожей вены, Натурой горячи и откровенны. Те, у которых вены не видны, Напротив, по натуре холодны. Об органах: Важнейший орган - печень, и всецело Зависит от него питанье тела. Другой источник щедрый - это сердце, И без него бы телу не согреться. Мозг головной - он через мозг спинной Сердечной управляет теплотой. Зависит от него процесс движенья. В мозгу таятся наши ощущенья. По виду пневмы все различны. И у всякой пневмы качества свои. Кроме того, заложены от века Семь главных сил в натуре человека. О влиянии звезд и Солнца: Восходят звезды и горят во мгле, Лучи их ощутимы на Земле. Является зловещая звезда - И гибнут люди, гибнут города. О пище и питье. Хвалы достойна пища, если вновь Она заменит и очистит кровь. Полезна рыба непременно тем, Кто обессилен, истощен совсем. Остры и терпки лук, чеснок, горчица, Но польза в них великая таится. Об опорожнении и наполнении: Наш мозг, а также орган тела Опорожнять природа повелела, Для горла и зубов найди настой, Чтоб полость рта блистала чистотой. Полезны в бане мыло и вода. Почаще мойся, не жалей труда. Для молодых в любви ослабь запреты: Всегда опасны юные аскеты. Тому, кто болен иль старик седой, Грозит любовь телесная бедой. Едва поев, не торопись к утехам - Подагрой наградишь себя с успехом. Излишества в любви расстроят дух, От них наследство - слабость и недуг. До самой смерти Ибн-Сина не мог вернуться на родину, скитаясь по чужбине из одного города в другой. Он испытывал лишения и поднимался к вершинам власти, то становился визирем, то попадал в тюрьму, жил и в роскоши, и в нищете, но не на один день не прекращал творческой и научной работы. Имущество его не один раз было разграблено, погибла его библиотека, в том числе рукопись философской энциклопедии в 20 томах «Справедливость». Умер Абу Али Хусейн Ибн-Сина 24 июня 1037 года. Его похоронили в Хамаране возле городской стены, но по прошествии 8 месяцев его прах был перевезен в Исфахал и погребен в мавзолее Ала ал-Даула.
|