header
header
header
header
header    
header Главная arrow Здоровье и активное долголетие arrow Духовно-психологические аспекты arrow 13. УМСТВЕННАЯ АМА. Т.А.Проценко
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
13. УМСТВЕННАЯ АМА. Т.А.Проценко E-mail
«Пора обратить внимание на количество болезней от мыслей». «Иерархия», 132.

 

   

                  С.Н. Рерих "Мы всё нашёптываем".

 Шлаки ума образуются у человека постоянно от мыслей загрязняющих, мыслей, искажающих нормальные токи энергии, от впечатлений, которые человек допускает до своего ума. Например, просмотр передач негативной направленности, фильмов ужасов и боевиков, полных сцен насилия, настолько загрязняет ум, что трудно представить, какие последствия влекут за собой подобные «развлечения». Привычка имеет свойство укореняться, идет ли речь о привыкании к гамбургерам или к кровавым сценам по «ящику». То, что обычно фильм кончается «хэппи-эндом», ничего не означает, потому что разум воспринимает на протяжении двух часов почти непрерывное насилие, причем, как со стороны «плохих», так и со стороны «хороших» персонажей. По Аюрведе, человек должен научиться воспринимать мир с его хорошей стороны, которая всегда есть в жизни, – тогда ум его не будет засоряться. Но фильм – это не жизнь, это сконцентрированная фантазия загрязненных и отравленных людей, потому что чистый человек не может ни физически, ни психологически фантазировать таким образом. Здоровая психика всегда сторонится насилия, потому что в ней сильны саттвические элементы. Эти люди отравляют и нас, умственные шлаки так загрязняют наше ментальное тело, что меняют наше восприятие реальности. «Поистине, мысленные отравления больше вредят, нежели даже наркотики » («Иерархия», 125). Фильмы и книги не отражают реальность, – они ее формируют воздействием на нашу психику. И особенно на ее неосознаваемое, где скрыто все – наши действительные потребности, наши установки, подлинные мотивы наших поступков, корни наших мыслей, где хранятся все впечатления от событий, и подробнейший фильм самих событий, где находятся первоистоки наших болезней. На неосознаваемую часть психики работает огромное количество наших нервных клеток, намного большее, чем на сознательное, работает постоянно и неутомимо, в том числе – и во сне. И психология, и древние учения сходятся в одном – на самом деле человек управляется неосознанной частью своей психики, и его основная задача – расширить область сознательного, постоянно познавая самого себя. К этому призывали и буддизм, и мудрецы древней Эллады, и Агни Йога, и современная психология.

В неосознаваемом – весь Свет и вся грязь, которые накопил за свою жизнь человек. Самосовершенствование, имеющее своим инструментом только сознательное, не имеет никакой перспективы. Ум может твердить что угодно и следовать каким угодно правилам и заповедям, но если установки неосознаваемого противоречат этому, то постепенно назревает внутренний конфликт, внутренняя двойственность, которая беспокоит и мучает человека. Неосознаваемое – это не палач, каковым мы можем его считать только за то, что оно не желает следовать приказам и умственным построениям сознания. Напротив, неосознаваемое имеет приспособительную и защитную функцию, однако оно исполняет эту функцию, исходя из подлинной сущности человека, а не из того, каким человек представляет самого себя. Эта защита психики человека от событий и впечатлений, которые он не может «переварить». Но эта защита, полностью оправданная в случаях тяжелой острой стрессовой ситуации, при «застревании» ее, при переходе ее в хроническую форму, при превращении ее в средство избегания проблем и «страусиного» подхода к жизни, эта защита превращается в умственную аму, искажающую и загрязняющую все. Восприятие человеком реальности, других людей, целеполагание, устремления, мысли и поступки – все преломляется и тухнет от соприкосновения с этими умственными шлаками. Несомненно также, что психологическая защита «забирает» на себя огромное количество энергии, как все негармоничное и препятствующее нормальному потоку Жизни.

Как известно, «благими намерениями устлана дорога в ад». Психологическая защита возникает при следующих действительно травмирующих личность обстоятельствах:


  • при потере желаемого объекта;
  • при потере любви к себе со стороны других;
  • при потере личности себя);
  • при потере любви к себе.

По сути, психологическая защита «сохраняет лицо», стремится спасти чувство собственного достоинства, которое является глубинной потребностью человека. Однако эта защита идет не по пути действительного анализа обстоятельств, самопознания и соответствующих изменений, а по пути искажения или отрицания реальности.


Формы психологической защиты.


  1. Репрессия (подавление). Удаление чего-то (чувств, мыслей и намерений) из сознания и удержание его на расстоянии от сознания. Это подавление требует постоянного расхода энергии для своего поддержания, а подавляемое постоянно стремится найти выход «наружу», продолжая подсознательно влиять на душевную жизнь и поведение человека. От хронических энергопотерь может возникнуть хроническая усталость, вялость, соматические заболевания, не говоря уж о неврозах.
  2. Отрицание. Попытка не принимать в качестве реальности события, которые беспокоят Эго. Например, напрочь забывается то, что «невыгодно» вспоминать сознанию. Как сказано у Ницше: «Я сделал это – говорит моя память. Невозможно, чтобы я сделал это – говорит моя гордость и остается непреклонной. В конце концов, память уступает ». Или то, что не соответствует установкам сознания. Или то, что не вписывается в мировоззренческую позицию сознания. И вообще все, что бьет в глаза, но что не хочется ни видеть, ни слышать, ни ощущать. Человек просто не воспринимает информацию, «фильтрует» ее. Желаемое принимается за действительное, а действительное отсекается.
  3. Рационализация. Нахождение приемлемых причин или оснований для неприемлемых мыслей и действий. Эти «оправдательные» объяснения, разумеется, выглядят намного этичней и благородней, чем их истинные мотивы. Человек всегда себя оправдает, «отмоет» и приукрасит . Потому что взглянуть правде в глаза, когда совершил или задумал неправедное, стыдно, и силенок не хватает. Правда, которую человек в глубине души все равно осознает, « рационализируется», раскрашивается, изгибается в желаемом направлении, выгодном для Эго.
  4. Отрицание и рационализация тоже очень энергозатратны, так как сознание вместо прямого и ясного взгляда на действительность вынуждено образовывать хитроумные паразитические конструкции, постоянно «фильтрующие» информацию и преобразующие ее.

  5. Реактивное образование. Подмена поведения или чувствования диаметрально противоположным действительному желанию. Иначе говоря, человек внутренне хочет вести себя определенным образом, но действует с «точностью до наоборот». Эта «ломка» самого себя, своего внутреннего «Я» в угоду каким-то мнимым и надуманным правилам или обстоятельствам все равно цели не достигает. Главная характеристика реактивных образований – преувеличение и экстравагантность, что прямо противоположно естественности и негативно воспринимается окружающими, да и сам человек чувствует себя очень фальшиво и неуютно. Реактивные образования можно видеть в любом преувеличенном поступке. «Защитный фасад» может быть очень разным. Например, человек внутренне раним, беззащитен, чувствителен, а внешне ведет себя вызывающе, надменен, суров. Скромный ведет себя как развязный, неуверенный в себе – как самоуверенный, нередко очень переигрывая.
  6. Проекция. Подсознательное приписывание другим людям качеств, чувств и намерений, которые исходят от самого человека (естественно, отрицательных). Жадный считает жадными своих знакомых, лицемер подозревает в неискренности всех вокруг, и так далее. Собственно говоря, это отмечено и в Агни Йоге – если хочешь познать свои отрицательные качества, посмотри, что больше всего тебя раздражает в окружающих.
  7. Регрессия. Соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления при невозможности самостоятельно справиться, например, с эмоциональным прессингом или иной жизненной ситуацией. «Капитулянт» или ведет себя на уровне ребенка (столь распространенный ныне психологический и социальный инфантилизм тридцатилетних) или «убегает» досрочно в старость, поминутно ссылается на возраст, касается ли это активной жизненной позиции или здоровья, оправдывает «старостью» леность и неконкурентоспособность. Формой регрессии является также пьянство (вспомним – соскальзывание на более примитивный уровень поведения и мышления). Это и «уход в болезнь», когда человек создает себе установки «я болен, поэтому достоин жалости и любви» и «я болен, а потому ни на что не способен». В регрессию толкает человечество (уж не знаю – намеренно или нет) масс-культура, навязывающая нам легковесное чтиво и такие же легковесные фильмы и ток-шоу, которые совершенно атрофируют у людей способность размышлять и иметь свой взгляд на происходящее в реальной жизни.

Вдвойне страшно, что некоторые формы психологической защиты не дают человеку любить, раскрывать сердце другим людям, наполнять их души Светом и радостью, то есть, соответсвовать своему предназначению. Человек любил кого-то, но что-то «не заладилось», причинило душевную боль, – и вот теперь он, неосознанно применяя психическую защиту, боится повторения той же ситуации. Ему предлагают дружбу, а он отталкивает ее, ему оказывают знаки внимания и любви, а он их не принимает. Он «зафиксировался» на травмировавшей ситуации и теперь очень долго, если не всю жизнь, будет упускать одну за другой возможности переживания величайшего счастья, которое даровано человеку. Или человек чувствует, что у него открывается сердце, поднимается росточек любви. Но… «дай ему еще подрасти, возьми на себя обязательства, старайся быть лучше, трудись во имя любви – да зачем мне это надо? И так проблем навалом!». И срабатывает защита, - сердце закрывается. А ведь сердце, постоянно не подпитываемое любовью, начинает, как сказано в Агни Йоге, гнить и смердить («Сердце», 13).

Если говорить в общем смысле, то психологическая защита – это проявление любви к себе, но не той любви к своей Индивидуальности, о которой говорилось ранее, а любви к своему Эго, личности, извращенной любви. Поскольку направлена она не на тот объект и, в конечном итоге, не приносит человеку ничего, кроме крайне суженного, деформированного сознания и заболеваний – психических и соматических. Это эгоизм в самом чистом своем проявлении и, конечно, ни о какой самореализации у эгоистичного человека не может идти и речи. Это – манипулятор, который управляет и другими, и собой. Это – омраченный человек, заражающий амой других вокруг себя. «Беспорядочные мысли, как вши и блохи, они поражают тонкое вещество. Они приносят часто смертельный яд» («Сердце», 495).

Перечисленные формы психологической защиты и еще многие уловки неосознаваемого – основная причина того, что человечество за несколько последних тысячелетий ненамного продвинулось в этическом плане и почти совершенно разучилось любить. Все, что искажает реальность, есть ложь. Если каждый из читателей пристально проанализирует себя, он найдет многие более или менее проявленные формы психологической защиты. А это значит, что все наши представления о себе, о взаимоотношениях с миром построены на лжи и потому совершенно нежизненны и энергетически невыгодны. Об уловках интеллекта как факторе, очень затрудняющем самопознание и самосовершенствование, много говорится и в Агни Йоге, и в Интегральной Йоге, и в других серьезных духовных учениях. Единственное, что можно предпринять в данном случае – набраться смелости и взять на себя труд анализировать все свои мысли и поступки, прослеживая подлинные их мотивы и истоки. Такая работа далеко не каждому по плечу, но все остальное, что может предложить человечество – сеансы психоаналитика или исповедь в церкви – паллиативные1 меры, не затрагивающие глубин психики. Умственная ама может быть вычищена только самоконтролем. Не тем контролем, который предписывает думать то и не думать это (такой контроль практически невозможен на данной ступени развития), а именно анализом возникающих и приходящих «извне» мыслей. Эта чистка авгиевых конюшен наших установок и психологических защит займет не так много времени, как это может показаться. В конце концов, привычка к анализу и самоконтролю – это тоже привычка, и она будет расти и укрепляться. Но, в отличие от курения и манеры во всех собственных бедах обвинять других, эта привычка очень полезна, – пожалуй, полезнее и не бывает. Это и есть расширение сознания – прояснение и взятие под контроль сознания все больших сфер неосознанного.

Если вы до сих пор не знали, что есть такое понятие – «психологическая защита» или сомневаетесь, что она у вас наличествует, то честно ответьте себе на следующие вопросы:

  • свойственна ли вам (постоянно или периодически) манера во всем обвинять других, и никогда – себя?
  • бывает ли, что вы испытываете «праведный гнев», обвиняя кого-то во всех смертных грехах, хотя в подоплеке – или банальная зависть, или желание избавиться от нежелательного объекта, или нежелание исполнять какие-либо обязательства?
  • бывает ли, что вы невольно приукрашиваете и оправдываете свои поступки, их мотивы, и находите им вполне «респектабельное» и благонамеренное объяснение?
  • случается ли, что свои достоинства, способности и заслуги вы «раздуваете», а неудачи, проступки, провалы и т.д. объясняете завистливостью, бесчестностью, корыстолюбием и глупостью окружающих?
  • часто ли карьерный и личностный рост других, их успешность вы объясняете везучестью, связями, угодливостью перед начальством, аморальными способами достижения успеха?
  • используете ли вы при случае «растворение ответственности» - оправдание своим поступкам и образу жизни тем, что «так живут все», «так поступают все», «такое уж время»?
  • свойствен ли вам снобизм, завышение самооценки «причастностью» к людям с высоким престижем?
  • как вы объясняете неудачи в своей жизни? Обвиняете себя, обвиняете других или вините во всем обстоятельства жизни? Последние два варианта – защитные, первый – тоже, если он применяется для оправдания капитулирования («смотри, народ, я виноват!» – и разодрать рубашку на груди);
  • бывает ли у вас «избирательная слепота», «фильтр информации», когда вы «в упор» не замечаете бьющих в глаза, но нежелательных для вас фактов?
  • имеете ли вы привычку объяснять серьезные, подспудно тревожащие вас внутренние проблемы, другими причинами – усталостью, ухудшением самочувствия в связи с погодой, геомагнитными бурями, напряженным графиком работы и т.д., хотя истинные причины душевного дискомфорта – личностные и межличностные нелады?
  • являетесь ли вы перестраховщиком?
  • часто ли вы, пугаясь или оправдываясь разными причинами, убегали от зарождающихся дружеских и любовных отношений?
  • как насчет предпочтения красивой лжи некрасивой правде?
  • предпочитаете ли вы вдвое снизить потребности, только чтобы вдвое снизить ответственность и необходимость предпринимать какие-то активные действия? Как вы это оправдываете? «Ничего больше не хочу!», «Устал я от этой жизни!», «Эта жизнь не для таких, как я!», «Такова судьба. Видать, не суждено!», «Еще не пришло мое время, вот тогда я себя покажу!», «Вечно мне не везет, – таким, наверное, уродился!»?
  • совершаете ли вы в тревожащей ситуации «замещающие» действия – обильно едите, затеваете генеральную уборку, стирку, совершаете навязчивые движения, ходите кругами по комнате и т.д.?

____________

1 Паллиатив - (франц. palliative, лат. pallio - прикрываю, защищаю) - полумера, действие, не устраняющее главной причины чего-либо.

 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header