Германова Мария Николаевна русская актриса, режиссер, педагог, (1884-1940). Ученица школы МХТ. В 1902-1919 выступала на сцене этого театра. Обладая блестящими внешними данными (выразительное лицо, высокий рост), играла преимущественно драматические и героические роли. С 1919 жила за границей. Играла в театрах Праги, Парижа и других городов. В своей статье «Женщинам (Посвящается Единению Женщин Общества имени Рериха)», Н.К. Рерих хорошо отзывается о Марии Николаевне, и приводит ее письмо о Женщинах. Привожу отрывок из этой статьи: «Прекрасная артистка Мария Германова, прославленная русская Дузе, минувшим летом обратилась ко мне со следующим трогательным и зовущим письмом. Письмо это тем более ответило нашим сердечным устремлениям, что мысль о Женском Единении уже давно, как у Елены Ивановны, так и у меня складывалась в формы новых организаций, которые в широком понимании призовут мир к новому строительству… Привожу его: «Горе имеем сердца!..» Есть старая поговорка: когда дети малы - они бремя для колен матери, когда они выросли - для сердца. И действительно, дети вырастают, перерастают нас, отлетают из гнезда, не надо их мыть, кормить, одевать, но сердце-то матери все так же полно забот, тревог и молитвы за любимых. Сердце матери, сердце женщины - великое сокровище. Оно зажигает нас, освещает семью. Кто учил вас молиться, кто все поймет и простит?- Мать, женщина. Кто вдохновит на подвиг? Возлюбленная, подруга, женщина. Чаще и чаще, тверже и тверже осознается теперь, что настала эра женщины, и много лампадочек женских сердец зажигаются в одиночестве, тайне, и часто в плену у мрака. Но зажжены они одним огнем - любви, Красоты материнства, женственности. Если бы соединиться во время этого огня? Если бы знать, что мы не одиноки, как легко и радостно воспрянет пламя наших сердец! Мы, женщины, все женщины, старые, молодые, матери, жены, подруги, счастливые и одинокие, если мы опоясаемся силой Любви, какая божественная сила воздвигнется, какая светлая рать ополчится против тьмы и зла на помощь всему человечеству, которое находится в небывалой еще опасности. Мы спасем землю, мы преобразим жизнь. Не надо нам в единении наших сердец собираться в клубах и собраниях, читать доклады и лекции и покидать для этого близких и дом. Нет, именно в доме понесем мы наш свет. Как много мы можем! Мы изгоним безобразие, пошлость из нашего обихода и позовем в гости красоту. Выметем сор и паутину, не только из углов дома, но и из отношений, слов, мыслей, чтобы духу было легко дышать. Подумаем не только об обеде, но и о том, чтобы не было отравы для духа, выбросим яд ссор, сплетен, пересудов и дадим смеху радости почетное место за нашим столом. Отправляя в дорогу или на работу, позаботимся не только о чемоданах и деньгах на расходы, но пошлем чистые благие мысли и молитвы. Да, не пересказать сразу все возможности творчества, подвига, что лежат перед женщиной, как земля обетованная. Положим душу нашу за милых наших. Жанна д'Арк спасла родину. Мы, если все вместе, спасем землю. Нет Воскресения без Голгофы, так и зов этот возник от боли. Одно истерзанное женское сердце Елены Ивановны Рерих,- закинутой в чужую, далекую страну, куда так самоотверженно привело ее служение Просвещению. Она больна, одинока, тоскует, и по близким, и разлучена с мужем и друзьями, которым по непонятным, несправедливым, необъяснимым причинам не дают визы и возможности утешить, успокоить, исцелить эту боль и тоску матери. Встанем на защиту этого истерзанного сердца. Пусть оно будет нашей орифламмой. Оно омыто огнем вечного страдания и будет, как путеводная звезда, которая приведет нас к победе». Письмо в частности обращалось к Е. И. Рерих, которая так пламенно писала и говорила о Матери Мира. Приведу ее вдохновляющее ответное письмо: Родная Мария Николаевна! Получила ваше вдохновенное письмо и возрадовалась духом. Истинно, мысль создать единение женщин всего мира сейчас более нежели своевременна… В радости ответил я Германовой следующими словами: Дорогая Мария Николаевна! Поистине радовался я вашей записке об образовании Единения Женщин при Музее. Истинно, ко времени эта мысль, так всегда мне близкая. И посвящение вашей мысли Елене Ивановне меня глубоко трогает. Кто же, как не женщина, должна сейчас восстать и объединиться во имя Культуры и Прекрасного? Ведь именно женщине было суждено первой благовестить о Воскресении». Апрель, 1931 г., Гималаи. Германова Мария Николаевна (настоящая фамилия Красовская-Калитинская) родилась в 1884 году в семье московских купцов-староверов. Училась в Первой московской Мариинской гимназии в одном классе с О.В. Гзовской и Е.Н. Рощиной-Инсаровой. Одна из первых учениц школы Художественного театра, с 1902 – на сцене МХТ. Роли: в эпизодах («Юлий Цезарь» У. Шекспира, 1903), Юная слепая («Слепые» М.Метерлинка, 1904), Елена («Дети солнца» М.Горького, 1905), Агнесс («Бранд» Х.Ибсена, 1906), Софья («Горе от ума» А.С. Грибоедова, 1906), Марина Мнишек («Борис Годунов» А.С. Пушкина, 1907), Роза («Анатэма» Л.Н. Андреева, 1909), Элина («У царских врат» К. Гамсуна, 1909), Грушенька («Братья Карамазовы» по Ф.М. Достоевскому, 1910), Лиза Протасова («Живой труп» Л.Н. Толстого, 1911), Екатерина (Екатерина Ивановна Андреева, 1912), Дона Анна («Каменный гость» А.С. Пушкина, 1915), Катя («Будет радость» Д.С. Мережковского, 1916). «Красота, трепетная нервная сила, острота жизнеощущения обещали трагическую актрису в духе Дузе», отмечает театровед И.Соловьёва. В 1919 году Мария Николаевна переехала в Киев, потом в Ростов. Присоединилась к «качаловской группе», до 1922 года гастролировавшей за пределами Советской России. Кроме своих прежних ролей (Грушенька, Екатерина Ивановна, Ольга в «Трёх сёстрах» А.П.Чехова, Мамаева в комедии А.Н.Островского «На всякого мудреца довольно простоты»), играла Елену Андреевну («Дядя Ваня» Чехова). В 1922, отказавшись вернуться в Москву, вместе с Н.О. Массалитиновым возглавила работу отделившейся так называемой Пражской группы МХТ, играла Раневскую («Вишневый сад» Чехова), Королеву («Король темного покоя» Р.Тагора), Эллиду («Дочери моря Ибсена»), Катерину («Гроза» Островского), Медею («Медея» Еврипида), леди Макбет («Макбет» Шекспира). Одновременно работала как режиссёр. В 1926 выступила в роли Медеи в Театре «Ателье» (Париж). После распада Пражской группы в 1927 Германова работала в парижских труппах Ж. и Л. Питоевых и Г.Бати. Играла Ольгу в «Трех сестрах», Королеву в «Гамлете», мать Раскольникова в «Преступлении и наказании» по Достоевскому и др. В 1929–1930 Германова работала в США режиссером и педагогом в Лабораторном театре (Нью-Йорк), где поставила «Три сестры». Снималась в кинофильмах «Анна Каренина» (реж. В. Гардин, 1914), «Екатерина Ивановна» (реж. А.Уральский, 1915). Умерла М.Н. Германова в Париже 9 апреля 1940.
|