header
header
header
header
header    
header Главная arrow Новости календаря arrow 17 ноября 1624 года - умер Якоб Бёме.
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
17 ноября 1624 года - умер Якоб Бёме. E-mail

«Якоб Бёме - один из величайших гениев человечества,

 но гениев мало доступных, остающихся в тени.

 Читают его лишь немногие и целые эпохи забывают о нем».

 Н. Бердяев

 «Конечно, древние оккультные школы являлись отделами Великого Братства. В древнейшие времена среди Посвященных  таких школ можно было встретить великие воплощения семи Кумар, или Сынов Разума, или Сынов Света. Так, Озирис, Орфей, Гермес, Зороастр, Кришна (Великий Учитель М.); Иисус; Готама Будда и Платон; Пифагор (Учитель К.Х.) и Ямбликус, или Якоб Бёме (Учитель Илларион); Лао-Цзы, или Сен-Жермен (Учитель Раккотци) и т.д. были этими Великими Воплощениями». Письма  Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису, 18 ноября 1935 г.

 «Якоб Бёме бесспорно должен быть признан величайшим христианским теософом (употребляя это слово не в современном вульгаризованном, а в старом благородном смысле) и величайшим мистиком гностического типа. Но подпочвенное влияние Бёме шире гностико-теософических и мистических течений. Имя его принадлежит всей германской философии, которая в самых значительных своих явлениях получала прививку от его духа. Бёме, как и все подлинно великое, принадлежит вечности, но во времени он был человеком реформации и возрождения, он принадлежит духовному течению той эпохи. Бемёвская натурфилософия имеет ренессанский характер. По вероисповеданию Бёме был лютеранином и перед смертью принял напутствие лютеранского пастора. Но лютеранское духовенство преследовало и истязало его при жизни, запрещало ему печатать его произведения. Явление характерное для всех вероисповеданий. Бёме нёс в себе положительные и отрицательные черты реформационной эпохи. Но по духу своему он стоит выше вероисповедных различий, он сверхконфессионален, как и большая часть мистиков. Бёме представляет совершенно исключительное явление: великий теософ и гностик был человеком из народа, простым ремесленником, сапожником, человеком не прошедшим никакой школы, не учёным, не книжным человеком. Питался он прежде всего Библией и отрывочными познаниями, которые получал, главным образом, от людей, с которыми встречался в жизни. Знал он некоторые произведения Парацельса, другого великого теософа и натурфилософа Ренессанса, и усвоил себе его алхимически-астрологическую терминологию. Получил он также какими-то неясными для нас путями прививку Каббалы. Влияние Каббалы освобождает от отвлечённой мистики типа неоплатонического и экхартовского и прививает начала конкретной космологии и антропологии. Но тщётно искать влияний, определивших миросозерцание Бёме, - он есть явление первородное и оригинальное. Источники познания Бёме - жизненные, а не книжные, он прежде всего визионер, ясновидец, ему дан был дар видения, созерцания тайн жизни божественной, природной и человеческой. Проблема, которая ставится явлением Бёме, есть проблема гностической одаренности, особого дара видения, который не является прямо пропорциональным ступени святости, освященной церковью. Бёме, в качестве протестанта, не принадлежал к телу Церкви, но к душе Церкви, конечно, принадлежал. Это был человек, соединявший в себе необычайную сложность познания, змеиную мудрость с голубиной простотой сердца и праведностью жизни»  Н. Бердяев, Журнал "Путь", Окт. - нояб. 1926. - №5. - С. 119-122

 «Рождение в палатах или в скромном углу сапожника ни в коем случае не может рассматриваться как результат кармы смешения сословий, но лишь как следствие кармы личной или выполнение известной миссии. Так, Бёме был сапожником, но именно это обстоятельство, по тем временам, дало ему возможность сравнительно спокойно выполнить свою высокую миссию». Письма Е.И. Рерих. 05. 05. 34.

Якоб Бёме (Bohme) родился в Альтзейденберге близ Герлица 15 марта 1575 года. Крестьянин по происхождению, Бёме в детстве был пастухом. Еще ребенком он обнаруживал наклонность к мечтательности, к смешению грез и действительности, самоуглублению. Подростком он был отдан в подмастерье к сапожнику в Герлице и впоследствии значительную часть своей жизни занимался этим ремеслом. Его повышенный интерес к религиозным вопросам и мистическая настроенность вовлекали его в споры с окружающими, нередко легкомысленно относившихся к его исканиям. Это скоро побудило его хозяина изгнать такого "пророка", и Бёме стал странствующим подмастерьем, живущим случайной работой. В 1594-м Бёме снова поселяется в Герлице в качестве сапожного мастера, здесь и женится. С женою своею он прожил счастливо 30 лет и имел четверых детей.

В жизни его можно отметить несколько "узловых точек" - моментов глубокого духовного перелома. Первый такой значительный перелом имел место в 1600 году. Однажды, сидя у себя в комнате, он увидел внезапно яркое отражение солнца на оловянном сосуде. Это красивое зрелище не только поразило его, но сыграло известную символическую роль в его последующей философии. Ему "в этот миг смысл бытия таинственный открылся". Он вышел прогуляться, думая, что это приходящая субъективная иллюзия, но зелень, трава, весь Божий мир выглядел как-то по- новому.

Десять лет спустя (в этот период его духовное развитие было предоставлено случайностям жизненного опыта) он вдруг снова почувствовал какое-то внутреннее озарение. На этот раз он ощущал неудержимое влечение привести свои религиозные переживания в систематическую форму, изложить их - не для других, а в виде "мемориала" для самого себя. Результатом этих стремлений явилась книга "Morgenrothe im Aufgang" ("Рождение утренней зари") или "Aurora". Это сочинение скоро стало распространяться в рукописях и привлекло к себе внимание многих. Оно же навлекло на Бёме преследование, вызванное происками Григория Рихтера, бывшего пастором в Герлице. Бёме был изгнан из города, но его на другой же день вернули.

В литературной его деятельности наступил перерыв, но "Morgenrothe" широко распространилась в публике, и у Бёме оказались многочисленные единомышленники и друзья, в том числе директор химической лаборатории в Дрездене, Вольтер и врач Кобер. Последний был учеником Парацельса. Эти два натуралиста обогатили запас знаний Бёме. Его философский кругозор расширился, и он вновь ощутил потребность поделиться с другими своими идеями, считая грехом перед Господом зарывать в землю данный ему талант.

С 1614-го по 1624 год продолжается последний период его литературной деятельности. Из его сочинений особенно замечательны: "Von der drei Principien" ("О трех принципах"), "Von dem dreifaltigen Leben d.Menschen" ("О триединстве человеческой жизни"), "Von der Geburt und Bezeichnung aller Wesen (signatura rerum)" ("О рождении и наименовании всех существ"), "Von der Gnadenwahl" ("О милости"), "Mysterium magnum" ("Великая тайна или Изъяснение первой книги Моисея"), "40 вопросов о душе", к этой книге имеется приложение "Das umgekehrte Auge" ("Перевернутый глаз"). Все это вместе называется "Psychologia vera". Другие сочинения Бёме - "Von der Menschwerdung Christi" ("О гуманности Христа"), "Der Weg zu Christo" ("Путь к Христу"), полемические труды против учения о предопределении Бальтазара Тильнена и против пантеизма Стифеля и Меха, и, наконец, "Theosophische Sendschreiben" ("Теософские послания").

В год своей смерти Бёме снова возбудил подозрения богословов, от которых он стал искать защиты при дрезденском дворе, где четыре богослова, рассмотрев его сочинения, отказались осудить их, признавая себя некомпетентными осуждать то, чего они не могут понять.

О смерти Бёме сохранилось следующее придание. Проболев недолгое время горячкой, он вскоре после полуночи позвал своего сына Товия и спросил его, слышит ли он прекрасную музыку, которая раздается вблизи? Сын ответил, что ничего не слышит. Тогда Бёме, чтобы лучше слышать её, велел отворить двери. Потом он спросил, который час. Ему сказали - пробило два. "Мой час ещё не настал. Мой черёд придёт через три часа". Потом он молился, сделал некоторые распоряжения относительно рукописей и около 6 часов умер с улыбкой на лице, сказав: "Nun fahre ich ins Paradies" ("Итак, я еду в Рай"). На могиле его друзья поставили крест с тремя символами Овца (veni), орел (vidi) и лев (vici). Церковные фанатики уничтожили этот крест. В 1875 году (300-летие рождения) состоялось торжественное открытие памятника Бёме.

Могила Бёме.

Мечтательность, глубина чувства, пылкость фантазии - вот характерные черты этого мистика, мышление которого отличается столь образным характером. Рассказывают, что когда он услышал от учёных философов слово idea, он воскликнул: "Ich sehe eine reine und himmlische Jungfrau" ("Я вижу чистую небесную Деву"). В его философии мудрость фигурирует в виде Небесной Софии - Софии Премудрости Божьей.

Идеи Бёме проникли в Россию в последней четверти XVII в. В 1681 году приехал в Москву религиозный фанатик Квирин Кульман, который стал пропагандировать свое учение, основанное на идеях Бёме, в Немецкой Слободе, где теософия Бёме была уже известна. Кульман был сожжен по царскому указу. Начиная с этого времени, в течение всего XVIII и первой половины XIX вв. Бёме продолжал быть весьма популярным среди мистически настроенных русских людей. Его сочинения, особенно молитвы, обращались в рукописных переводах. Популярность их была так велика, что на некоторых встречался заголовок "иже во святыхъ отца нашего Iакова Бемена". Позднее распространению идей Бёме содействовали Новиков, Шварц и Гамалей.

«Побывавший у Нас научается молчанию. Так же трудно распознать участников общины третьего вида. Говорливее второй вид общины, они говорят уже много об Общем Благе.

Истинно, век черный кончится возглашением Общины! Сергий рубил ее топором, Бемэ колотил молоточком. Учитель Будда руками слагал. Христос мост ей приготовил. Самый древний Учитель сказал: “Не вижу вещей, которыми владею!”…» Озарение, гл.VI, 4.

 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header