header
header
header
header
header    
header Главная arrow Заочная школа Агни Йоги arrow 2. Основы мировых религий и эзотерических учений. arrow 9. ТЕОСОФИЯ. Е. П. БЛАВАТСКАЯ — ОСНОВАТЕЛЬНИЦА ТЕОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА
Заочная школа Агни Йоги
1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги
2. Основы мировых религий и эзотерических учений
3. Агни Йога об управлении собой
4. Агни Йога о Женщине
5. Изучение и жизненное применение Агни Йоги
6. Духовно-психологические практики Агни Йоги
7.Современная наука о Боге, Мироздании и человеке
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
9. ТЕОСОФИЯ. Е. П. БЛАВАТСКАЯ — ОСНОВАТЕЛЬНИЦА ТЕОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА - 1.Введение E-mail
Оглавление
1.Введение
2.Жизненный Путь Е.П.Блаватской
2.Продолжение
3.Тайная доктрина
4.Что такое теософия?
5.Пророчества, сбывшиеся в XX веке
6.Значение миссии Блаватской
7,8.Вопросы и литература

 

 

 

 

 

1. Введение. Что такое теософия.

Теософия, т. е. Богомудрие (Теос — Бог, софия — мудрость), существовала во все века: она составляет сокровенную часть всех религий, тот вековой вселенский гнозис, из которого все мистики и пророки черпали свое вдохновение. Это мистическая философия, скрытая во всех мировых религиозных системах и дающая духовной жизни философское и этическое обоснование.

В конце XIX века, в самый разгар торжества материализма, Елена Петровна Блаватская основала теософское движение, задача которого состояла в том, чтобы напомнить человечеству о едином источнике всех религиозных концепций и обнародовать положения, содержащиеся в основе теософии и связывающие все религии одной сокровенной мистической нитью. Эти положения, вытекающие из всестороннего понимания великого космического закона эволюции, формируются в стройную философскую систему, краеугольный камень которой являет собой научно-религиозный синтез, т. е. примирение разума и сердца. Бесстрашно провозгласить и затем твердо отстаивать этот синтез в самый скептический из всех веков — главная заслуга основательницы Теософского общества — Елены Петровны Блаватской.

Итак, теософское движение возникло в тот самый сложный исторический момент, когда человечество, развив до полного расцвета интеллектуальное начало, подошло к поворотной точке и готовилось к раскрытию нового начала — духовного. Теософия есть знамение времени, указание на то, что синтез (объединение, слияние) должен сменить анализ (деление на части), что человечество должно продвигаться к новой заре, новой культуре, основным качеством которой будет — единство. Проводником, посредником, глашатаем этих великих перемен и была Е. П. Блаватская.

На чем же основан этот гениальный синтез? На изучении эзотеризма, сокровенной мудрости . Это изучение приводит к признанию полного единства основных положений религиозных концепций всех времен. При этом мы увидим, что всюду — на Востоке и на Западе — религии призывают к очищению помыслов и желаний, к любви, чистоте и милосердию; эти требования составляют азбуку духовной жизни.

«Благословляйте проклинающих вас и молитесь за оскорбляющих и гонящих вас» ,— сказал Иисус Христос.

«Благословляйте проклинающих вас» ,— говорит Кришна.

«Ненависть не побеждается ненавистью, она побеждается только любовью» ,— говорит Будда.

«Отвечайте добротой на ненависть» ,— говорит Лао-Цзы.

«Кто герой? Превращающий в друга врага своего» , — гласит Талмуд.

«Совершенство религии состоит в желании добра другим» — был девиз Магомета.

Почему такое поразительное сходство в религиозной этике всех времен и народов? Потому, что эта этика — не красивый и случайный вымысел той или другой яркой индивидуальности или плод углубленной работы нескольких гениальных мечтателей: она есть неизбежное проявление в жизни духовного ведения, обретаемого ясновидцами духа на высших планах бытия. Как из элементов данного уравнения непременно должна вылиться та или иная математическая формула, так и из знания космических законов неизбежно вытекает незыблемая основа мировой этики, обнимающая собой как личную, так и общественную этику. Разъединять и противопоставлять друг другу эти части целого, как это постоянно делает наша журналистика, так же нелепо и абсурдно, как вынимать камни из строящегося дома и противопоставлять их этому дому. Такое противопоставление указывает на непонимание неразрывной связи законов и мировых явлений, на полную оторванность человека от вселенной, — оторванность, из которой вытекает весь трагизм душевных переживаний современного человечества. Тщательно отстраняя все то, что не поддается непосредственному чувственному восприятию, и искусственно отдаляя физический мир от всех соприкасающихся с ним сфер, мы наводим на него как бы яркий свет электрического фонаря, а затем ужасаемся и недоумеваем, почему этот ярко освещенный обрывок действительности, который мы так искренне мечтаем превратить в рай, вызывает в нас глубокое чувство неудовлетворенности, подразумевающее тоскливый вопрос: «Будет ли когда-нибудь человек счастливее?»

Теософия отвечает на это убедительно и просто — человек будет счастливее тогда, когда осознает свое нераздельное единство с Мирозданием, Богом и станет жить по Его законам, сознательно исполнять волю Творца.

Все религии мира призывали к общечеловеческому единению, над всеми витал Святой Дух единения, дух Христа, и каждая религия давала, в зависимости от исторического момента и особенностей данной культуры, божественное откровение об этом славном единении, об этом рождении Христа грядущего. Экзотерически все религии разные; в сокровенной своей глубине, эзотерически, они дают одно и то же духовное видение, одну и ту же теософию. Неисповедимость Первопричины, имманентность проявленного Бога, учение о духовной эволюции и вытекающее отсюда учение о Богочеловечестве — таковы основы религиозного эзотеризма всех времен и всех народов. Центральное место в нем занимает ожидание Христа, учение о «св. дитяти, которому суждено родиться в сердце человечества», о «скрытой жемчужине в глубинах человеческого сердца», о «белом лотосе», который «дремлет под водами Майи» и которому суждено «подняться над Майей» и распуститься в цветок божественной красоты и славы. Этот цветок, эта жемчужина, это святое дитя, это — то высшее начало, которое уже раскрылось в апостолах и пророках и которое готовится к рождению в душе всего человечества.

Миссия Е. П. Блаватской заключалась в том, чтобы установить научно-религиозный синтез и осуществить переход от эгоистической современной культуры к культуре будущего, постепенно преобразуя рассудочное сознание человечества в сознание духовное, именуемое на Востоке «сострадательным разумом» (Буддхи). Пламенный призыв к этому преображению мы слышим в ее книге «Голос Безмолвия».

«Да внимает душа твоя каждому крику страдания, подобно священному лотосу, обнажающему сердце свое, чтобы упиться лучами утреннего солнца».

«Не допускай, чтобы палящее солнце осушило хотя единую слезу страдания прежде, чем ты сам не сотрешь ее с очей скорбящего».

«И да ниспадет каждая жгучая слеза человеческая в глубину твоего сердца и да пребывает она там; не удаляй ее, пока не устранится печаль, ее родившая».

В этой объединяющей работе состоит великая заслуга Е. П. Блаватской перед будущими поколениями. Сама она никогда не считала себя творцом своей системы; она была глубоко убеждена, что знание, которое она сообщала, было знание мировое, хранившееся в божественной сокровищнице: вселенской Теософии. Себя она считала лишь маленькой передаточной станцией, проводником Сил высших, смиренной ученицей Тех, Кого на Востоке принято называть «Учителями Сострадания».

В современной русской литературе немало было споров о «человекобожестве» и «Богочеловечестве», причем первое ставилось как идеал, выразитель современных брожений; второе — как совершившийся исторический факт. Но для теософа то, что в истории было исключительным Подвигом Богочеловека, является лишь прообразом того высшего Пути, на который суждено сознательно и свободно стать всему человечеству . Учителя сострадания уже совершили этот путь; мы стоим на пороге его. И именно потому, что мы стоим на пороге, явилась в мир Е. П. Блаватская и создала теософское движение, которое не отнимает ни у одной религии своего венца и потрясающей силой своего синтеза заставляет всех признать загоревшуюся на небе звезду духовности и всем протянуть руку, как братьям по духу, как детям одного Отца.

«Вместе с язычниками, поклоняющимися восходящему солнцу, и с магометанами, молящимися с вершин своих минаретов, с евреями, обращающими все молитвы к Новому Иерусалиму, и с христианами, которые молятся перед Распятием, я каждое утро повергаюсь ниц перед зарей и громко восклицаю: «Восходящее на Востоке Солнце Правды, Свет мира, я поклоняюсь Тебе!».



 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header