header
header
header
header
header    
header Главная arrow Заочная школа Агни Йоги arrow 1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги. arrow 8. СОСТАВ ЧЕЛОВЕКА — СЛОЖНАЯ СЕМЕРИЧНАЯ СТРУКТУРА
Заочная школа Агни Йоги
1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги
2. Основы мировых религий и эзотерических учений
3. Агни Йога об управлении собой
4. Агни Йога о Женщине
5. Изучение и жизненное применение Агни Йоги
6. Духовно-психологические практики Агни Йоги
7.Современная наука о Боге, Мироздании и человеке
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
8. СОСТАВ ЧЕЛОВЕКА — СЛОЖНАЯ СЕМЕРИЧНАЯ СТРУКТУРА - 1.Введение E-mail
Оглавление
1.Введение
2.Общие понятия
3.Сложный состав человека
4.Смертные тела
5.Бессмертные тела человека
6,7.Вопросы и литеоатура
8.Приложение

 

 

 

 

3. Сложный состав человека.

Что есть человек с точки зрения материалистической науки прошлых веков? Если говорить очень кратко, то это высшее животное, отличающееся от своих менее развитых предков-животных наличием развитого сознания и мыслительными способностями. Это самостоятельный живой организм, в котором благодаря сложным химико-биологическим процессам поддерживаются все те проявления жизнедеятельности, которые каждый из нас наблюдает как у себя, так и у любого другого индивидуума. С наступлением так называемой смерти прекращаются жизненные процессы в теле человека, и он перестает существовать.

Все мировые религии и духовно-философские учения видят в человеке неизмеримо более сложное существо, чем просто биологическо-механическую машину. Христианство кроме физического тела человека говорит о душе, а иногда то здесь, то там встречаются как бы случайные ссылки на третий и высший принцип — дух, как, например, в словах апостола Павла:

«И ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес., 5:23.). Выражение это, как бы оно ни было обосновано в богословии, выглядит очень расплывчатым и непонятным. После смерти физического тела христианство говорит о продолжении жизни этих тонких структур человека. Правда, четких границ, внятных определений этих понятий христианские источники так и не дают. Но все же можно говорить о том, что христианство представляет человека в троичном виде: тело, душа и дух.

Миры, в которых человек развивается и живет, вступая в круг рождений и смертей, следующие: мир Физический или плотный, мир Астральный, мир Ментальный или Небесный. (Здесь для простоты изложения мы даем упрощенный состав Миров, в троичной системе. В мироздании абсолютно все подчинено семеричному строению, и этот закон распространяется и на миры человека.) Агни Йога часто употребляет троичную систему миров и говорит о Физическом, Тонком и Огненном мирах.

В своем бодрствующем дневном сознании от рождения до смерти человек живет в мире Физическом, и лишь немногие люди способны ощущать себя в мире Тонком и тем более Огненном. Но эти миры мы посещаем во время сна, а также в состоянии глубокого транса.

Тела низшей четверицы человека — смертны: все они рождаются и умирают. В течение каждой следующей жизни эти тела могут совершенствоваться в соответствии с устремлениями и волей человека, делаясь все более достойными служить орудиями для раскрывающегося духа. Однако человек имеет и бессмертные тела (высшую триаду), которая является индивидуальностью человека. От жизни к жизни в 5 и 6 принципах высшей триады могут сохраняться бессмертные духовные накопления, если таковые человек приобрел при жизни. Бессмертная высшая триада со всеми бессмертными накоплениями и есть те высшие структуры человека, которые пребывают в высших мирах после физической смерти тела.

К этим неумирающим духовным телам относятся слова апостола Павла:

«Ибо знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (II Посл. к Коринф., V, 1 и 2).

Мы поговорим и о смертных телах человека, и о бессмертных.

Восточные философско-эзотерические учения, в отличие от христианства, различающего в человеке три подразделения (тело, душа, дух), анализируют человека значительно глубже. В их представлении, уходящем корнями в древность, человеческое существо состоит не менее чем из семи составляющих. Такую семеричность строения эзотерическая наука видит во всем, что существует в мире. И сами Миры, в которых проходит жизнь и посмертное существование человека тоже подчиняются семеричному строению.

«Так во всех Учениях можно встретить подразделение человеческого существа на три основных начала — духовное, психическое и физическое — дух, душа и тело. В восточных Учениях эти три основных начала расширяются для специальных целей, и мы уже встречаемся с четверичным, пятеричным, шестеричным и семеричным подразделением; последнее подразделение было принято Махатмами в «Тайной Доктрине» — пишет Е.И.Рерих в письме от 16.11.35.

Приведенные ниже названия семи структурных делений человека, или принципов человека, или, как их часто называют, «тел» человека, даны на санскрите (первый столбец). Это классический язык браминов, который никогда не был широко известен и на котором никогда не говорил народ в его правильной систематизированной форме, за исключением посвященных браминов, так как это был преимущественно язык мистерий.

Если вы уже интересовались этими вопросами и читали какую-либо литературу о сложном строении человека, то, возможно, обратили внимание, что разные авторы и разные источники дают несколько различные наименования этим семи структурам и некоторые названия относят к разным уровням. Но дело-то не в названиях, а в смысле, который вкладывается в эти понятия. Этот смысл мы и должны для себя уяснить. Агни Йога и Письма Е. И. Рерих употребляют чаще наименования, указанные во втором столбце. Как правило, мы тоже пользуемся этими же названиями. Для удобства сравнения в третьем столбце мы старались поместить все встречающиеся наименования принципов человека, в том числе и санскритские. 

 

1

Рупа

Тело

Физическое тело, стхулашарира.

2

Прана или Джива

Эфирное тело

Эфирный двойник, жизнь, жизненный принцип, жизненная сила, лингашарира.

3

Линга шарира

Астральное

Тело эмоций, жизненный принцип, джива, прана.

4

Кама-манас иили низший манас

Ментальное

Низший разум, животная душа, низший манас, кама манас, кама рупа, интеллект.

5

Высший

Манас

Манас

Высший разум, мыслитель, самоосознание, человеческая душа, мудрость, интуиция.

6

Буддхи

Буддхи

Духовная душа, интуиция, чувствознание, разум сердца.

7

Атма

Атма

Дух, Высшая душа, Энергия Абсолюта, Высшее огненное начало.


Анализ восточников столь детален, что каждая из этих групп, в свою очередь, делится ими при необходимости еще на семь подгрупп (мы это пока не будем рассматривать).

Христианскому понятию души при троичном представлении человека соответствуют 2, 3, 4 и 5 принципы, или уровни, семеричного деления, а понятию дух — 5, 6 и 7 принципы, или телА. Можно считать, что 5-ый принцип принадлежит одновременно и душе, и духу, так как четкой границы между ними нет.

Е. П. Блаватская в «Тайной Доктрине» пишет:

«Семеричный принцип в человеке был известен всей древности и может быть обнаружен во всех древних Священных Писаниях. Египтяне знали и преподавали его, и их деление принципов по всем пунктам является двойником арийского Сокровенного Учения. Седьмой принцип, будучи, разумеется, высочайшим, несотворенным Духом, обычно назывался Озирисом, поэтому каждая умершая личность становилась Озирифированной — или Озирисом — после смерти».

А Елена Ивановна Рерих добавляет:

«Но, приняв это семеричное подразделение, перейдем к обобщению, ибо всегда следует обобщать. … так называемые принципы в нас [исключая физическое тело и эфирный двойник, которые рассеиваются после смерти] суть лишь аспекты или состояния нашего сознания. Именно, все подразделения на дух, душу, манас высший и низший, по существу являются лишь различными качествами одной основной энергии огня, жизни или сознания, самым высоким качеством которой будет психическая энергия. Потому для достижения высшей духовности, мы должны трансмутировать1 и сублимировать2 огни наших центров до их седьмого состояния. Так Мир высшей духовности, Мир Огненный, есть Мир сублимированных чувств или сознаний. Ни одно человеческое чувство не исчезает, но пребывает в Мире Огненном в своем сублимированном или утонченном состоянии, отвечая на высшие притяжения и вибрации. Весь Космос построен на семеричном основании, потому каждая энергия, каждое проявление заключает в себе свою семеричную скалу (шкалу — Составитель) напряжения и утончения» (16.11.35.).

Рассмотрим по порядку все тела человека.

 ______________________

1 трансмутация - превращение атомов одних химических элементов в другие в результате радиоактивного распада их ядер. Здесь: превращение низших свойств человека в свойства высшего разряда. «Называя трансмутацией подчинение низшего высшему, Мы хотим утвердить сознание человечества в процессе продвижения к Беспредельности» (Беспредельность, 115).

2 сублимация (лат. sublimatio - поднятие) - психический процесс переключения энергии аффективных влечений на цели сознательной направленности.



 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header