Страница 1 из 3 СОЗВЕЗДИЕ ОРИОН В ДРЕВНЕЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ МИРА Орион всегда привлекал к себе внимание людей. Еще в глубокой древности он стал объектом поклонения и мифотворчества. Из древнегреческой мифологии нам хорошо известна история о великом охотнике, сыне Посейдона, который превратился в созвездие, названное его именем, то есть Орионом. Созвездие Орион встречается в текстах древнейших греческих авторов.
Гомер в "Илиаде", в знаменитом описании щита Ахиллеса, упоминает:
Все прекрасные звезды, какими венчается небо: Видны в их сонме Плеяды, Гиады и мощь Ориона, Арктос, сынами земными еще колесницей зовомый; Там он всегда обращается, вечно блюдет Ориона И единый чуждается мыться в волнах Океана.
В "Одиссее": отплывший от владений Калипсо, Зорко Плеяд наблюдал он и поздний заход Волопаса, Также Медведицу - ту, что еще называют Повозкой. Ходит по небу она, и украдкой следит Ориона, И лишь одна непричастна к купанью в волнах Океана. Гесиод в "Трудах и днях" четырежды упоминает созвездие, отмечая его положением на небе периоды сельскохозяйственных работ и погоду:
Только начнет восходить Орионова сила, рабочим Тотчас вели молотить священные зерна Деметры... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вот высоко середь неба уж Сириус стал с Орионом, Уж начинает Заря розоперстая видеть Арктура: Режь, о Перс, и домой уноси виноградные гроздья. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . После ж того, как Плеяды, Гиады и мощь Ориона Станут на западе,- помни, что время посева настало. Вот как дели полевые работы в течение года. Если же по морю хочешь опасному плавать, то помни: После того как ужасная мощь Ориона погонит С неба Плеяд и падут они в мглисто-туманное море, С яростной силою дуть начинают различные ветры. На море темном не вздумай держать корабля в это время, Не забывай о совете моем и работай на суше. Арат в "Явлениях" пишет об Орионе так:
Виден подпудью Тельца Орион, влекущийся косо. Не по ближайшей звезде находим созвездие это, А по блестящим огням, которыми весь он усеян: Блещет глава, на плечах могучих ремень полыхает, Светятся ножны с мечом, и проворные светятся ноги.
Овидий в "Фастах":
6 апреля . . . . . . . . . . . . . . . . Прежде, однако, чем день последний окончится зрелищ, В море с небес низойдет с звездным мечом Орион.
Следы культа Ориона можно найти и на территории древнего государства инков. Так в городе Чавин-де-Уантар был найден алтарь с семью отверстиями, точно соответствующими по конфигурации семи звездам созвездия Орион. Есть упоминание о созвездии Орион и в библейской книге Иова, наидревнейшей из всего Ветхого Завета, в которой говорится о сотворении Ориона наряду с созвездиями Большой Медведицы и Плеяд (Кн. Иова IX, 9). Древние евреи видели в Орионе Немврода, первого охотника на Земле. Это созвездие они называли также "Кезил" (Кесиль), т. е. непостоянство, что связывалось с плохой осенней погодой и опасностью, подстерегавшей мореплавателей в это время. Интересно, что древние историки связывают потерю римского флота в одну из воин с безграмотностью консулов, которые не учли вековые приметы мореплавателей и настояли на отплытии флота в опасную пору восхода Ориона.
Арабы называли Орион Аль-джабар или Аль-джауза - исполин, гигант. Орион играл важную роль в религиозных представлениях в древнем Перу. Учение о перевоплощении человеческой души у перуанцев было тесно связано с этим созвездием. Во многих культурах района Анд Орион символизировался священными животными – ягуаром или пумой. Каменные изваяния этих животных, а также изображения человека с головой ягуара или пумы, относятся к культу Ориона. Согласно древним перуанским мифам, правители государства Чиму вели свое родство от четырех звезд Пата. Так называли жители Чиму созвездие Орион. По их легендам, это созвездие являлось прародителем всего сущего, включая человека и его культуру. Надо отметить, что Орион расположен посередине Млечного Пути и в день зимнего солнцестояния находится точно в зените для жителей южного полушария. Древние майя, жители Мезоамерики, включали Орион в свою космологическую систему.
Н.К.Рерих интересовался почитанием Ориона у разных народов Востока. В книге "Алтай - Гималаи" он пишет: "На Алтае гору Белуху называют Уч-Сюре, Уч-Орион. Сюре - жилище богов, соответствует монгольской Сумер и индийской Сумере. На гору Уч-Сюре восходят по белому хадаку. Небесная птица на горе Уч-Сюре победила дракона". "Уч" по-тюркски означает "три". Оказывается, трехвершинная гора Белуха, находящаяся в центре азиатского материка, имеет, судя по названию, определенную связь с далеким созвездием. Число "три" стало символом созвездия Орион, которое также называется Три Звезды, Тройное Светило, Три Мага.
Три звезды "пояса Ориона" часто встречаются под такими названиями как Три Мага, Три Волхва, Посох Иакова, Меч Калева (у эстонцев), Ножи Колдуна (у вогулов).
.
Орион и пирамиды Египта
Особое значение придавалось этому созвездию в Древнем Египте. С ним отождествлялся бог Осирис - владыка царства мертвых.Последние исследования одного из «чудес света» - великих пирамид долины Гизы свидетельствуют о небывалой точности и соответствии их построения расположению звезд на небе 10500-летней давности. Исследуя "вентиляционные шахты" великой пирамиды Гизе, Р.Бьювэл пришел к выводу об их точной нацеленности на определенные звезды ночного неба, в том числе и Ориона. Но он пошел дальше, обратив внимание на определенную топографию размещения на поверхности Земли трех Великих пирамид, и выдвинул свою теорию корреляции их с тремя звездами пояса Ориона.
Это был крупный прорыв в познании древнеегипетской цивилизации. Многочисленные проверки подтвердили гипотезу Р.Бьювэла: первые две звезды (Аль-Нитак и Аль-Нилам) расположены также, как первая и вторая пирамиды, а третья звезда (Минтака) несколько смещена к востоку от оси, на которой лежат остальные две. Аналогично смещена и последняя из трех, маленькая пирамида Менкаура. Используя астрономические компьютерные программы "Скай глоуб" и "Ред шифт", удалось имитировать цикл прецессии, чтобы точно установить, когда звезды Ориона соответствовали их пирамидальным аналогам на Земле. Сделать это вполне возможно, так как интервал прецессионного "сдвига" земной оси относительно небесной сферы никогда не менялся за много тысяч лет. Каждые 72 года происходит сдвиг на 1 градус. Таким образом, 2160 лет Солнце находится строго в одном созвездии, постепенно "проходя" их все (полный круг из 12-ти) за 25920 лет. Р.Бьювэл установил, что в ходе прецессионного цикла три звезды Пояса Ориона скользят вверх и вниз по меридиану: 13000 лет "вверх" (то есть набирают высоту над горизонтом в момент прохождения меридиана) и 13000 лет "вниз" (то есть теряют высоту над горизонтом при прохождении меридиана). Самая низкая точка этого цикла приходится на 10500 г.до н.э., А самая высокая будет наблюдаться где-то после 2000 г.н.э. Компьютерная программа показала, что именно в 10500 г.до н.э. три звезды пояса Ориона точно соответствовали трем пирамидам долины Гизе. Подтверждает эту дату и знаменитый Сфинкс долины Гизе. Он смотрит прямо на восток, где восходит солнце. В день весеннего равноденствия 10500 г.до н.э. оно поднималось в созвездии Льва. Крайняя точка прецессиального движения созвездия Орион однозначно совпадает с периодом глобального изменения климата на Земле. В это время происходит массовая гибель мамонтов, других животных. Повышается уровень мирового океана, что сказалось на затоплении некоторых участков суши и, как следствие, вызвало к жизни многочисленные легенды и сказания о Потопе. Эзотерическая традиция связывает с этим периодом исчезновение острова Атлантиды. Кстати, в свое время академик Обручев В.А. причиной глобального потепления считал именно исчезновение Атлантиды, которая своим отсутствием позволила теплым водам Гольфстрима проникнуть в область Северного Ледовитого океана. Таким образом, созвездие Орион своим движением отметило Закат, конец целой эпохи в истории Земли. Орион стал "стражем порога", отделяющего один период времени от другого. Древним египтянам фигура Ориона представлялась богом загробного мира и первым царем Египта Осирисом. Считалось, что после смерти фараон мистическим образом оплодотворяет эти звезды, чтобы обеспечить возрождение в своем приемнике солнечного бога Гора. Из Древнего Египта до нас дошли и первые изображения созвездия Орион. На потолке одной из погребальных камер пирамиды Сенмут изображен шагающий человек. Выше него — три звезды пояса Ориона. Аналогичный рисунок найден на камне-пирамидке, венчающей пирамиду Аменемхета III, которая в наши дни находится в Каирском музее.
Текст на пирамиде: Орион, бог на экваторе. Я улетаю от вас, люди, Я не для земли. Я для неба. Я поднялся ввысь в небо. Я целовал небо как сокол. Я сущность бога, сын бога. Смотрите, верный и любящий Осирис Появился как звезды Ориона, Прекраснейшего Я пришел, чтобы прославить Ориона. Моя душа — золотая звезда и с ним Я буду вечно пересекать небо.
Примерно в 6 000 г. до н.э., когда звезды Ориона восходили во время весеннего равноденствия, египтяне, подобно большинству других культур, измеряли свой год по восходу и заходу самых ярких звезд. Важность звезды, которая восходит прямо перед Солнцем, заключается в том, что она возвещает восход Солнца. Египтяне считали восходящее Солнце младенцем Гором на руках у Исиды. Когда Солнце восходило, обозначая возвращение бога, оно охватывало звезду своим светом и несло ее через небо. Таким образом, бог смешивал свою энергию с энергией звезды, и звезда была озарена богом. К полудню Солнце больше не рассматривали как младенца Гора, это был уже взрослый Гор или Ра, а на закате оно становилось Осирисом, богом подземного мира. В период 6000-4000г. до н.э. значимость солнцестояния и весеннего равноденствия упрочилась в земледельческом цикле, и египтяне, по-видимому, отмечали, что Орион восходит важным утром весеннего равноденствия, которое связано с ежегодным разливом Нила. Тогда, как и сейчас, самым ярким и эффектным созвездием ночного неба был Орион, и образ этого огромного человекоподобного созвездия, восходящего в предрассветном свете и захватываемого огненной лодкой Солнца, был весьма впечатляющим. Для египтян созвездие Ориона не было символом бога, оно было богом, физическим местом бога, точно таким же образом, как Сириус в созвездии Большого Пса был местопребыванием Исиды. Орион восходил вместе с Солнцем во время весеннего равноденствия. Египтяне знали его как Осириса, от него происходили фараоны, они были его физической плотью и в конце возвращались к нему.Следующий текст с пирамиды передает эту египетскую концепцию: «Ты спишь, чтобы ты мог проснуться, Ты умираешь, чтобы ты мог жить.»
В 1912 году археологом Людвигом Борхардтом в эль-Амарне, в скульптурной мастерской художника Тутмоса был обнаружен уникальный бюст царицы Нефертити, которая с тех пор стала одним из символов красоты и изысканности древнеегипетской культуры. В своем дневнике Борхардт сделал знаменательную надпись: «Описывать бесцельно, - смотреть!» Великолепный портрет царицы Нефертити: нежный овал лица, красиво очерченный небольшой рот, прямой нос, прекрасные миндалевидные глаза, слегка прикрытые широкими тяжелыми веками. В правом глазу сохранилась вставка из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Высокий синий парик обвит «золотой» повязкой, украшенной «самоцветами». На лбу когда-то находился урей - священная змея, считавшаяся в Египте символом царской власти.
Почему у Нефертити на скульптурном изображении один глаз? Одно из предположений исходит из древнеегипетской мифологии: когда в глазницу скульптурного изображения вставляют второй глаз - это уже не изображение, а душа, переселившаяся в иной мир. Вторая гипотеза: отсутствие зрачка в одном из глаз Нефертити связано с древнеегипетской астрономией и религиозными верованиями древних фараонов в их будущее возрождение.
С древнейших времён две верхние звезды Ориона воспринимались египетскими поэтами как Глаза Охотника Ориона и отображались в виде двух Небесных Глаз. Один глаз Ориона - это звезда Беллатрикс, которая появляется первой на ночном небе, когда Орион поднимается из-за горизонта. Второй глаз Ориона - звезда Бетельгейзе, светит то сильным светом, то становится почти не видна, и происходит это с периодом около 6 лет. Именно регулярное умирание и возрождение Бетельгейзе являлось основой веры древних египтян и, прежде всего, фараонов, в возрождение после смерти. Для этого, после смерти фараона совершалась религиозная церемония Открытия его рта, которую жрецы проводили внутри Великой Египетской Пирамиды в саркофаге Камеры Царя. Считалось, что в процессе церемонии «Открытия рта» из тела фараона отлетает Душа и через тоннель Великой египетской пирамиды, который во времена фараонов был сориентирован в направлении звезды Бетельгейзе, Душа попадала на Последний Суд Осириса, который вершился в созвездии Орион.Далее тело фараона выносили из Пирамиды и оно подлежало захоронению в гробнице. В своих религиозных текстах Глаз Ориона - звезду Бетельгейзе, древние называли Каа Аин - Меркнущий Глаз.
Египетские Жрецы знали, что спустя тысячелетия положение звёзд на небе будет таким же, как и во времена фараонов. Они верили, что в Великую Египетскую Пирамиду перенесут мумию Нефертити, в пустую глазницу её скульптурного изображения будет вставлен второй сверкающий Глаз, и прошедшая Суд Осириса, очищенная Душа Нефертити, посредством луча света от звезды Сириус, направленного через тоннель Великой Египетской Пирамиды, вернётся в тело Нефертити в Камере Царицы, и царица Нефертити возродится.
(Для перехода на следующую страницу раздела нажмите кнопку "След." внизу слева. Для перехода к следующему разделу нажмите кнопку "След." внизу по центру.)
|