header
header
header
header
header    
header Главная arrow 6. Духовно-психологические практики Агни Йоги arrow 1. АГНИ ЙОГА И СОВРЕМЕННАЯ МЕДИЦИНА О ДЫХАНИИ И ПРАНАЯМЕ
Заочная школа Агни Йоги
1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги
2. Основы мировых религий и эзотерических учений
3. Агни Йога об управлении собой
4. Агни Йога о Женщине
5. Изучение и жизненное применение Агни Йоги
6. Духовно-психологические практики Агни Йоги
7.Современная наука о Боге, Мироздании и человеке
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
1. АГНИ ЙОГА И СОВРЕМЕННАЯ МЕДИЦИНА О ДЫХАНИИ И ПРАНАЯМЕ - 1.Взгляды древних на дыхание E-mail
Оглавление
1.Взгляды древних на дыхание
2.Агни Йога о дыхании и пранаяме
3.Е.И.Рерих о пранаяме
4.Ментальное дыхание
5.Медицина о дыхании
5.1.Кислородообеспечение организма
5.2.Гипоксия тканей
5.3.Минутный объем дыхания
5.4.Приборы для нормализации МОД
6.Вопросы по этой теме
7.Литература
 

 

 

 

 

2. Агни Йога о дыхании и пранаяме.

Агни Йога, синтезируя в себе мудрость Востока с научными достижениями Запада, освещая широчайшее поле вопросов бытия, строительства новой жизни, сознательного самосовершенствования человека, самовоспитания внутреннего человека нового времени, не могла оставить вне своего внимания вопросы дыхания и пранаямы. Надо сказать, что среди сторонников, последователей Агни Йоги достаточно часто возникают разногласия по поводу полезности, допустимости пранаямы в повседневной практике. Бывает что люди, недостаточно хорошо знакомые с советами Агни Йоги и Писем Е. И. Рерих и не сопоставившие все эти сведения, а лишь запомнившие предупреждения Елены Ивановны об осторожности применения пранаямы, высказываются категорично о недопустимости занятий пранаямой. В этой статье сделана выборка всех высказываний Учения и Писем Е. И. о пранаяме, во всяком случае тех мест, где не просто упоминается пранаяма, а где о ней говорится что-то конкретное. Это позволяет полностью разобраться в этом крайне интересном и важном вопросе. Важность вопроса дыхания сегодня особенно отмечается и современной медициной, и мы об этом тоже поговорим.

Итак, что говорит Агни Йога о пранаяме? Подчеркивая необходимость осторожного обращения с пранаямой, она, тем не менее, утверждает ее укрепляющее влияние на здоровье ученика и определенную полезность в плане тонкого развития:

«…Можете спросить Меня, какие физические приемы полезны для Агни Йоги. Советую малую пранаяму утром, не более пяти минут; не нужно употреблять мясо, кроме копченого; фрукты, овощи, молоко, мучное, как всегда, полезны» (Знаки Агни Йоги, 166).

«Кто-то молодой спросит: "Как понимать Агни Йогу?" Скажите — как распознавание и применение к жизни связующей стихии огня, питающей зерно духа.

Спросит: "Как же мне подойти к этому познанию? — "Очисти мышление и после познай три наихудших свойства твои и предай их сожжению в огненном устремлении. И тогда избери Учителя на земле, и познавая Учение, укрепи тело данными лекарствами и пранаямой. Увидишь звезды духа, увидишь огни очищения центров, услышишь голос Учителя Незримого и вступишь в прочие тончайшие понимания, преображающие жизнь» (Знаки Агни Йоги, 185).

«…Мы упоминали о пранаяме, но в то же время указывали на естественные пути восхождения. Не будет ли в этом противоречия? Поясним — Мы не отвергаем пранаяму и даже указываем на полезность ее. В некоторых случаях пранаяма будет как лекарство для организма.

Мы постоянно советуем легкую пранаяму. У нас дыхание есть важный процесс, но во всем естественная пранаяма будет наилучшим решением. Люди не должны лишь определенное время посвящать очищению дыхания. Они нуждаются в этом многократно в течение дня. Потому целительно вдохнуть свежую прану несколько раз перед произнесением каких-либо значительных слов. Такая естественная пранаяма ответит современному положению вещей.

Могут сказать, что ораторы часто употребляли такой метод. Но редко они действовали сознательно; между тем именно сознательность преобразит каждый вздох. Таким образом, возражатель поймет, что известное качество пранаямы Нами весьма утверждается, но мучительные древние приемы должны быть пересмотрены» (Агни Йога "Надземное", 441).

«…нужно помнить о воспитании воли, которая будет лучшим пособием к озарению. Как путеводный факел, вспыхивает озарение и освещает путь, но как воспитать волю? Может быть, посредством сосредоточения и пранаямы? Каждое средство будет полезным, но самая крепкая воля слагается на уроках жизни» (Агни Йога "Надземное", 456).

«…Можно предпочесть мыслительную йогу в отличие от йоги, требующей телесных мучений. Краткая пранаяма, легкое питание и устремление мысли дают свободу входа. Можно приучить себя к постоянной пранаяме, так же как к постоянному общению с Миром Надземным. Жизнь земная не будет препятствовать восхождению» (Агни Йога "Надземное", 920).

«Мы уже указывали на пользу правильного дыхания, этому предмету посвящено немало исследований, но в Надземном следует указать на одно значительное обстоятельство. Деятели разных областей, когда чувствуют утомление, они прерывают труд или речь глубоким вздохом и получают как бы прилив новых сил. Они в большинстве случаев поступают так по интуиции и не отдают себе отчета в происходящем процессе. Можно представить себе, насколько такой процесс усилился бы, если происходило бы сознательное действие.

Потому нужно запомнить, что такой обновляющий вздох называется надземным, ибо в нем труженик призывает Высшие Силы. Пусть труженик поймет, что для улучшения следствий нужно сознательно обратиться к Надземному Миру и утвердить внутреннюю связь с Резервуаром всего Сущего.

Также замечено, что некоторые деятели при вздохе закрывают глаза, и такая интуиция правильна, она ведет к наибольшему сосредоточению, и Мы уже говорили, что озарение может быть мгновенно. Таким образом, получается как бы краткая Пранаяма, с той разницею, что она происходит при всех и нисколько не умаляется от посторонних.

Также замечено, что надземный вздох бывает единым, без повторений, и такое обстоятельство имеет значение, ибо лишь в едином вздохе можно призвать мощь энергии. При повторении получается одышка, которая повредит труду» (Агни Йога "Надземное", 816).

«Очищение оболочек троякое: очищение тела, очищение астрала и очищение ментального тела. Очищение физического тела производится водой и ежедневными омовениями. Дыханием и каждодневной краткой пранаямой» (Грани Агни Йоги, 1963, 101).

«Вы говорите о пранаяме, нужно оговорить, что пранаяма, состоящая из задерживания дыхания и концентрирования внимания на определенных центрах, напряжения и вращения их и т.д., конечно, может привести к самым печальным результатам, но если под пранаямой понимать просто ритмичное и глубокое дыхание не более пяти-шести минут один или два раза в день, то оно может принести лишь пользу, ибо люди даже дышать правильно разучились» (Е.И.Рерих, 04.02.36.).

«Не попробуете ли Вы самую легкую пранаяму не больше четырех минут в день, задерживая дыхание не больше двух раз и четырех секунд на каждом из семи центров. Так вдыхайте четыре секунды, задержите четыре секунды и выдыхайте четыре секунды и т.д.» (Е.И.Рерих, 10.12.36.).

При любых заболеваниях, особенно простудных, огненная пранаяма, сознательно применяемая, всегда оказывает действенную помощь:

«…при заболеваниях, особенно простудных, полезно делать огненную пранаяму. Эта пранаяма будет очень несложна: то же вдыхание носом и выдыхание ртом с направлением праны в место заболевания. Но для усиления действия следует в сознании держать, что вдыхается Огонь Пространства и выдыхается уже сожженный Ур. Так опять Огонь будет лекарством, и врач может облегчить болящего, сказав ему, как просто привлечь огненную энергию» (Агни Йога "Мир Огненный" 1, 369).

«Легкая пранаяма нужна каждодневно для поддержания здоровья. Физическое тело требует известного ухода и внимания. Каждый заболевший орган нуждается в заботе. Некоторая забота и некоторое сердечное внимание — и болезнь оставляет его. В случае заболевания заболевшему органу следует указать, как он должен себя вести в будущем. Такие внушения и указания очень плодотворны. Орган здоровый знает сам свое назначение, но заболевший забывает о нем. Тело боится Хозяина и слушается его. Это надо знать. Никогда нельзя сдаваться или отступать перед болезнью. Дух, в конечном итоге, всегда побеждает. Пранаяма нагнетает в заболевшее место недостающую энергию — и процесс выздоровления не замедлит начаться. Так же полезно и сосредоточивание сознания на пораженном органе с целью вызвать в нем прилив крови и ощущение теплоты и пульсации. Материя тела пассивна и охотно принимает к исполнению приказ воли. Здоровые, сильные люди, никогда ранее не болевшие, в случае заболевания обычно становятся совершенно беспомощными и всецело поддаются болезни, теряясь перед нею. Бороться надо до конца, ни на миг не поддаваясь болезни и зная, что дух сильнее тела. И при дыхании можно как бы выталкивать болезнь из организма. Психическая энергия — универсальная панацея от всех болезней. В подсознании следует все время держать неотменно идущий процесс выздоровления, не болезни, но именно излечения и улучшения. Лекарство — как средство вспомогательное, главное же — огненная энергия, Агни. Поляризовать организм можно положительно или отрицательно, в зависимости от заболевания, но для верности после обычной пранаямы, в течение дня можно дать себе минус один, два или три раза. Все процессы в лаборатории человеческого тела могут быть подчинены воле. Мысли влияют очень. Часто болезни вызываются вредным направлением мыслей, тревогой, беспокойством, огорчениями, воздействиями окружающих, больными, находящимися вблизи, и так далее. Воздействие среды часто бывает убийственным. Влияния эти надо уметь нейтрализовать» (Грани Агни Йоги, 1960, май, 5).

«К обычным лекарствам следует добавлять внушение, а к внушению — дыхание. Этой тройной тягой можно потушить любую болезнь» (Грани Агни Йоги, 1963, 256).

«Также будет полезно при дыхании утром выбрасывать из организма чужую заразу или болезнь, создавая тем психический иммунитет. Психическая защита будет и защитой физической. Болезнь из организма можно выталкивать дыханием» (Грани Агни Йоги, 1960, июль,5).

«…Дыхание есть процесс огненный — объединения тела с пространственным огнем. Усиливая дыхание, увеличиваем поступление Агни. В случае заболевания, прежде всех лекарств, — усиленные посылки психической энергии в заболевшее место. Лекарства потом…» (Грани Агни Йоги, 1963, 404).

Учение говорит о дисциплинирующем воздействии пранаямы, о ее значении как ритмической, координирующей, уравновешивающей и гармонизирующей основы жизни:

«Система, ритм имеют решающее значение. По жизнеописаниям усмотрите, как ритм укрепляет ум и Огонь. Конечно, сейчас много говорят о ритме, но не пользуются им в жизни. Очень беспорядочно мышление и беспорядочна жизнь. Уже упражнение древних в пранаяме вносило известный ритм. Но сейчас все позволено, и человек — раб всего. Йога Огня должна еще раз напомнить о значении человека» (Агни Йога "Мир Огненный" 1, 387).

«Хождение по воде или сидение на воде, так же как и хождение по огню, является чудесными свидетельствами мощи мысли. Вспомним, как достигается хотя бы сидение на воде. Конечно, необходимо очищение тела строгою растительною пищею и возвышением духа, но нужно уметь плавать и лежать на воде, чтобы тем более оградиться от змей сомнения. Затем Йог выбирает неглубокое, спокойное водное место и делает как бы легкую деревянную подпорку, на которую садится так, чтобы вода достигла до пояса, потом он углубляется ритмом пранаямы и возвышается мыслью о Высшем Непроизносимом. Так можно провести несколько дней, отдыхая и снова приступая к духовному восхищению» (Агни Йога "Мир Огненный" 1, 456).

«…Постоянство работы тоже, как пранаяма, нужно для координации центров» (Агни Йога "Мир Огненный" 1, 511).

«…Уже издавна люди находили способы восстанавливать равновесие. Один из древних способов — это пранаяма. Среди ритмических упражнений можно было находить равновесие, охраняющее от излишеств восприятия» (Агни Йога "Надземное", 421).

«Любите друг друга» — эта заповедь дана мудро. Ничто не может лучше любви гармонизировать психическую энергию. Все Высокие Собеседования основаны на том же чувстве и так же благотворны для психической энергии. И легкая пранаяма также укрепляет основание энергии» (Агни Йога "Аум", 515).

«Бронирование есть процесс усиления заградительной сети, очень необходимый в периоды сгущения токов. Как бы панцирь надевается на ауру, прикрывающий внутренние излучения. Дыхание при этом глубоко и ритмично. Усиливается сознание мощи связью с Учителем. От пространственного яда в пространстве и много стрел» (Грани Агни Йоги, 1963, 249).

«Пространственный хаос действует нехорошо на здоровье, вызывая неуравновесия физические. Им надо противостать и в своем микрокосме упорядочить все отправления, приводя в равновесие или гармонию все органы тела. Дыханием можно очень помочь. Оно утверждает огненную энергию и облегчает борьбу с заболеваниями» (Грани Агни Йоги, 1964, 275).

Агни Йога считает полезной пранаяму в вопросах физического и огненного очищения:

«Вдыхание огня употребляется некоторыми йогами и представляет из себя очистительное действие. Не нужно дословно понимать это. Нельзя вдыхать пламя, но полезны огненные эманации. Для такого вдыхания йог помещался в спокойном месте, имея прямое положение позвоночника. Перед собой йог разводил огонь деодара или, за отсутствием деодара, стебли балю, но так, чтобы дым не трогал его. Затем йог начинал обычную пранаяму, но так, чтобы эманации смолы касались дыхания. Два следствия получались: одно — телесное очищение, другое — укрепление энергии Агни» (Агни Йога "Мир Огненный" 1, 430).

«Распределение энергий в организме приносит равновесие при знании, как размещать сознательно приливы сил. Токи могут напрягать тот или иной центр, обладающий наплывом энергий, которые могут устремить огненный вихрь к области центра, нуждающегося в насыщении. Дыхание служит таким регулятором при умении тонко обращаться с флюидами Праны. Явление регуляции в организме нужно считать одним из главных условий равновесия. Так при обмене энергий утверждается нужная регуляция флюидов и вибраций» (Агни Йога "Мир Огненный" 3, 301).

Агни Йога на большинство вопросов, возникающих вокруг рассматриваемого предмета, отвечает кратко, порой намеками, оставляя поле для самостоятельной работы ученику или систематической науке:

«…Остановка дыхания и мышления полезна. Можно перечислить множество упражнений воли, о которых можно сказать: пчелы создают улей терпением» (Агни Йога "Община", 167).

«…Как нужно изучать состав атмосферы самыми чувствительными аппаратами! Состав воздуха — нужная часть биологии. До сих пор мы грубо говорили о воздухе, забывая его психическое воздействие» (Агни Йога "Община", 144).

«…Подумайте, для чего нужны глубокие дыхания и почему с ними связаны некоторые огни.

Глубокое дыхание затрагивает область Чаши» (Знаки Агни Йоги, 542).

Общий итог, подводимый Учением в вопросе пранаямы и духовного развития не оставляет сомнений в безусловно приоритетной роли центра легких, сердца, на которые и следует обращать максимальное внимание, а также высокую роль труда:

«Центр легких, являя возгорание, давал Йогам все возможности и для высших проявлений. Этот центр дает одоление воздуха и воды. Йоги являли полеты и хождение по воде, удельный вес делался относительным. Центр легких основа всех, так называемых чудес. Все боли мучеников исчезали контролированием этого центра и только "чаша" экстаза жила. Огонь трансмутирующий можно назвать этот центр. Чистый Йогизм знает, как явление центра легких может все трансмутировать по желанию. Конечно, теперешние йоги пользуются пранаямой для возгорания этого центра. Высший Йог не нуждается в пранаяме, для него существует прямой провод с огнем пространства. Все проявления являют необходимость в пранаяме, как хождение по воде и полеты. Но есть миссии выше» (Агни Йога "Беспредельность", 103).

«…каждый и без йоги понимает, что излишек вреден. И каждый знает о витаминах сырых продуктов. Но все эти условия, так же как и чрезмерная пранаяма, ничто в сравнении с сердечным постижением» (Агни Йога "Мир Огненный" 1, 188).

«…Спросят — в чем лучшая пранаяма? Чем вырабатывается лучший ритм? Чем побеждается червь уныния? — Трудом. Лишь в труде образуется очарование совершенствования. В труде придет и огненное крещение» (Агни Йога "Надземное", 102).

«…Называют труд молитвой, радостью, восхождением. Много определений существует этому напряжению психической энергии. Люди могут пользоваться естественной дисциплиной в труде. Поистине, пранаяма проявляется в ритме труда. Не может быть такого труда, который не подлежал бы совершенствованию. Усовершенствование может принадлежать любой области, и напрасно люди полагают, что многие отрасли труда устраивают своей рутиной. Опытный мастер развивает и усовершенствует каждое свое достижение» (Агни Йога "Надземное", 297).

«…Не утомитесь каждодневным трудом, как великою пранаямою» (Агни Йога "Надземное", 586).

Итак, Учение утверждает безусловную полезность для физического здоровья краткой ежедневной 5-минутной пранаямы. Для всех остальных возможных применений (ритм, координация, уравновешивание, гармонизирование, развитие воли, очищение физическое и огненное, возгорание огней) «пранаяма была мудро установлена как вспомогательное средство для ускорения следствий» , но и в этих случаях пранаяма не должна быть чрезмерной.

И всё же основа всех наших побуждений и действий должна лежать в сердце, и не просто в сердце, но в сознательном отношении к нему:

«Пранаяма всех родов в сущности своей направлена на возгорание солнечных огней. Конечно из всех множеств практикующих пранаяму лишь очень немногие получают положительные результаты. В чем же причина? Конечно в несознательном отношении к сердцу. Делается сложное упражнение, и сознание устремляется к вычислению или чередованию телодвижений, иначе говоря, к внешним материальным приемам. Но никакие земные вычисления не зажгут талисман сердца. Солнечная энергия не существует без солнца, так и сердце не возгорается без устремления к средоточию. Так легче зажечь сердце порывом к средоточию, нежели полагаясь на материальные вычисления. Конечно, пранаяма была мудро установлена как вспомогательное средство для ускорения следствий. Но как скоро потерял значение мантрам сердца, так и пранаяма обратилась в механическое средство от насморка. Потому будем помнить о священном сердце, как пути к средоточию» (Агни Йога "Сердце", 378).

«Куда же направляется внимание? Нужно понять, что в основании эволюции лежит усовершенствование, оно призывает к упрощению и к непосредственному общению с высшими мирами. Можно видеть, как пранаяма и прочие искусственные приемы разных йог могут быть заменены простым огненным сердцем. Конечно, эта простота относительна, к ней ведет пылающий огненный путь. Но зато она вносит в жизнь именно то, что было отринуто, как отвлеченность и небывальщина. Считаю, каждое устремление к пути познания нужно скорейше приводить в исполнение. Говорят — почему не заставляем устремляться к эволюции? Но даже простая нянька говорит ребенку — будь большим, найди сам!» (Агни Йога "Иерархия", 297).



 
След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header