header
header
header
header
header    
header Главная arrow 2. Основы мировых религий и эзотерических учений arrow 2. КАТОЛИЧЕСТВО И ПРАВОСЛАВИЕ
Заочная школа Агни Йоги
1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги
2. Основы мировых религий и эзотерических учений
3. Агни Йога об управлении собой
4. Агни Йога о Женщине
5. Изучение и жизненное применение Агни Йоги
6. Духовно-психологические практики Агни Йоги
7.Современная наука о Боге, Мироздании и человеке
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
2. КАТОЛИЧЕСТВО И ПРАВОСЛАВИЕ - 1.История развития церкви E-mail
Оглавление
1.История развития церкви
1.1.Противоречия христианства
1.2.Разделение Церкви
2.Православие
2.1.Ортодоксия в христианстве
2.2.Священное Предание
2.3.Монашество
2.4.Культовая практика
2.5.Церковное православие
3,4.Вопросы и литература

 

 

 

 

 

 

2.4. Культовая практика православия.

Православию (как и вообще всякой религии) свойственно различение двух областей мироустройства. С одной стороны, это — мир видимый, посюсторонний, земной. С другой же — неземной, потусторонний, незримый, однозначно принимаемый высшим и абсолютным началом, областью трансцендентного. Что касается человеческого бытия, то оно мыслится сотворенным, вторичным и преходящим.

Содержание культа при таком способе мировосприятия заключается в установлении связи творения с Творцом, наведении «мостика», соединяющего человеческое с божественным.

Этой цели служат особые священнодействия, при совершении которых, по христианскому учению, на верующих нисходит божья благодать. Общее название данных действий — таинства. В православии к ним причислены крещение, причащение, священство, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование).

Видимыми символическими актами, сопровождающими таинства, становятся разнообразные церковные обряды. Считается, что установление таинств и их введение в богослужебную практику принадлежит самому Иисусу Христу и его ученикам-апостолам.

Первым по значимости является крещение. Вероучительный смысл этой процедуры толкуется как «умирание» человека для жизни грешной и переход к воцерковленному состоянию, которое духовно возрождает окрещенного и открывает ему перспективу спасения.

Кульминационный момент этого таинства — омовение крещаемого водой. Как символ очищения, подобный обряд известен еще с дохристианских времен, в культовых системах многих народов мира.

Православие допускает крещение людей практически любого возраста, хотя чаще всего это — новорожденные. Вскоре после имянаречения младенец приносится в храм, где священник, произнося молитвы, начертывает ребенком подобие креста и троекратно погружает в купель. Тем самым крещаемый как бы сопогребается и совосстает с Христом, воскресая для служения Богу. Затем звучат слова отречения от «Сатаны и всех дел его» и другие, необходимые по ритуалу, тексты (за новорожденного это делают его воспреемники — крестные отец и мать). Далее следует облачение в белую крестильную одежду, обнос вокруг купели и надевание нательного креста — знака совершившегося акта.

При крещении взрослого, к чтению установленных молитв и Символа Веры добавляется произнесение заповедей Декалога, принародное отречение от прежних верований (для прозелита) и «преподание благодати» (священник трижды дует человеку в лицо, осеняет крестом и накладывает свои руки ему на голову). Завершается все поклоном и славословием Святой Троице.

Во время крестильных действий происходит также совершение таинства миропомазания. Для его проведения, предварительно, производится освещение оливкового масла (елея), белого вина, трав и ароматических добавок, которые затем смешиваются в особый состав, именуемый миро. Полученное благовоние используется для помазывания части тела крещаемого. Через этот обряд члену церкви передается печать благодати Святого Духа, что знаменует посвящение христианина Богу. Одновременно в верующем открывается способность к усвоению и культивированию так называемых «плодов Св. Духа», дающих силу для борьбы с грехом. К таким плодам православие относит любовь, радость, мир, долготерпение, благодать, милосердие, веру, кротость, воздержание.

Обретаемая таким образом возможность «духовного возрастания» понимается православным человеком и как поддержка его повседневной, в частности, семейной жизни. Таинством, которое закрепляет супружеский союз, является брак. До XIII века оно осуществлялось во время литургии, позднее выделилось в самостоятельный ритуал. Действующий ныне в русском православии порядок основных обрядов церковного бракосочетания установлен с XVII века.

Совершение этого таинства положено предварять трехнедельным периодом так называемых «обыска» и «оглашения» (устного и письменного оповещения о готовящемся событии), чтобы выяснить вероятные препятствия к браку. Имеется обширный перечень ограничений к религиозному оформлению брака: возраст, состояние психического здоровья, нерасторгнутое предыдущее супружество, четвертый брак и т.п. Церковное бракосочетание не допускается, также, по вторникам, четвергам, субботам, на пасхальной и сырной неделях, накануне двунадесятых и престольных праздников, во время целого ряда постов и в некоторые другие дни (хотя, с благословения правящего архиерея, возможны исключения).

Значение таинства состоит в освящении семейной жизни, уподобляемой духовному союзу Христа и церкви, и получении верующими благодати на рождение и христианское воспитание детей.

Первый этап таинства — обручение, в ходе которого священник перед аналоем (стол с Евангелием) трижды осеняет крестом жениха и невесту, вручая им освященные кольца. Затем происходит обмен кольцами. Второй этап — венчание. Жених и невеста у аналоя вопрошаются о добровольности вступления в брак, после чего молитвенно испрашивается Божье покровительство и благословение их союзу, целомудрию, многочадию и благочадию. Далее следует «возложение» венцов, благословение от священнослужителя и троекратный обход с пением молитв вокруг аналоя. При повторном браке обоих супругов ритуал дополняется их покаянными молитвами.

Традиция воцерковленного бытия подразумевает обрядовое сопровождение также и печальных обстоятельств жизни. В этих случаях происходит таинство елеосвящения (соборования). Его принято совершать над заболевшим человеком.

Внешняя форма таинства состоит в семикратном помазывании елеем лба, щек, губ, рук и груди больного. Затем группа священнослужителей, окружив верующего, символически воспроизводит целительные действия Иисуса (наложение рук), прикладывая раскрытое Евангелие письменами к голове христианина. Оканчивается таинство молитвой служителей культа к Христу об исцелении тела и души соборовавшегося.

Кроме того, завершающая молитва таинства содержит и призыв о прощении грехов, в которых верующий до заболевания исповедаться еще не успел. Поэтому соборование практикуется и в случае приближения смерти, когда человек уже не в состоянии сам прийти к покаянию.

С уходом верующего из жизни связан ряд специальных обрядов, составляющих православный похоронный ритуал. Очно (после внесения умершего в храм) или заочно (над горстью земли с могилы) производится молебен о прощении грехов покойного — отпевание. Процедура погребения включает специальное богослужение над умершим (панихиду), вынос тела и захоронение. Забота о душе, покидающей этот мир, требует от родных и друзей выполнения и последующих поминальных действий с молитвенными просьбами об ее упокоении: на третий, девятый, сороковой дни, в годовщины смерти и по особым («родительским») дням.

Спасение души, по христианским понятиям, есть ее полное освобождение от постоянно присутствующего в земной жизни греха. Путь к этому, согласно православным воззрениям, начинается с глубокого осознания верующими своей греховности. Назначение церкви — помочь христианам в противостоянии греху, для чего им предлагается таинство покаяния (исповедь).

В раннехристианскую эпоху исповедь нередко носила публичный характер. С VII века она становится тайным индивидуальным признанием вины в присутствии священнослужителя. Это таинство принято православной и католической конфессиями. Протестантизм также поощряет раскаяние, однако таинством не считает, поскольку грех полагается неустранимым при жизни и оправдывается не ритуалом, но личной верой.

Свидетелем покаяния является священник. Православие отводит ему роль поверенного: он не отпускает грехи, но служит «проводом», соединяющим кающегося с Богом.

Достижение цели исповеди зависит от искренности верующего. Поэтому таинству должен предшествовать продолжительный период эмоционально-психологического настроя на покаяние — посещение церковных служб, размышления над Библией и житийной литературой, говение (пост, исключающий животную пищу).

Православный вариант исповеди предполагает троекратное поклонение в храме кресту и Евангелию, открытие грехов по вопрошениям священника, коленопреклоненное выслушивание разрешительной молитвы, творимой иереем от имени Христа. Характер приносимых к покаянию грехов определяет их оценку служителем культа. Он может дать совет или наставление, либо назначить епитимию (наказание в виде особых требований к поведению верующего на определенный срок). Священник, в свою очередь, не имеет права разглашать содержание исповеди. (В 1721 г. русская церковь получает «Духовный регламент», обязывавший приходских священников доносить властям полученные на исповеди сведения о покусительстве на интересы императора, его семейства и государства.)

При совершении всех таинств главными участниками обрядовых действий выступают священнослужители. В православии к ним относят ту часть клира, которой «преподан» дар божественной благодати — особой силы для преодоления греховности.

Наделение этим даром осуществляется через хиротонию (рукоположение), от уже имеющих благодатное дарование иерархов, в ходе таинства священства. Цель таинства — возведение достойного христианина в сан, дающий право участия в богослужении и пастырской деятельности. Среди православного духовенства различаются три категории священнослужителей: диаконы, пресвитеры (иереи) и епископы.

Низшей степенью является диаконат. Диаконы — служители, которые участвуют в церковных обрядах, но самостоятельно совершать таинств не могут. Обычно они принадлежат к белому духовенству, хотя могут быть и из числа монашествующих, носящих черную одежду (иеродиаконы). Наиболее заслуженные удостаиваются почетного титула старших диаконов — протодиакон.

Средняя и самая многочисленная категория — пресвитеры (настоятели приходских храмов: из белого духовенства — иереи, священники; из черного — иеромонахи). Они обладают правом совершения любых обрядов и таинств за исключением священства.

В зависимости от полученных церковных наград и должностей титулование может меняться: протопресвитер и протоиерей для старших священников храма из белого духовенства, игумен (игуменья) и архимандрит для монашествующих старших священников, настоятелей монастырей, начальников духовных миссий.

Во главе православной церковной иерархии находятся архиереи — высшее духовенство, состоящее исключительно из монашествующих. Данная категория именуется епископатом. К ней относятся епископы (буквально — «надзиратели») и архиепископы (почетный епископский титул), а также митрополиты. При равенстве всех архиереев по благодатным дарованиям, места и должности в административной структуре они могут занимать разные: главы благочинии и епархиальных управлений, экзархи больших церковных округов из нескольких епархий, руководители отделов и комитетов Синода и т.д. Из среды правящих архиереев избирается Поместным собором и епископ над епархией столицы государства, где пребывает поместная церковь. Он признается как глава всей данной церкви с титулом патриарха.

Вторую часть клира составляют церковнослужители. Таинство священства над ними не совершается, но некоторые виды деятельности предполагают особое посвящение — хиротесию (руковозложение). Это относится к иподиаконам (прислуживают иерархам на литургии), специальным чтецам богослужебных (кроме Евангелия) текстов, регентам и певчим церковного хора. К церковнослужителям также причисляются псаломщики (читающие и поющие на клиросе — возвышении перед иконостасом, свечники, сторожа и уборщики храма.

Специфическим типом умонастроений и поведения, а также способом организации жизни в среде служителей культа является монашество. Оно предполагает подчинение мирских интересов аскезе и строго регламентированное существование в стенах скита, монастырской обители или на церковных должностях. В христианстве этот феномен возникает с конца III века. На Руси первые монашеские общины по образцу греко-византийских, складываются в XI веке.

Пострижение в монахи предваряется периодом испытания кандидата в качестве послушника. Прошедшие через это должны принести обеты нестяжания, целомудрия (безбрачия) и послушания, что дает возможность получения иноческого звания.

Степени монашеского пострижения различаются уровнем обетов: рясофор, малосхимник, великосхимник. Популярное в русском православии явление так называемого «старчества» не имеет официального монашеского статуса. Его возникновение было вызвано необходимостью засвидетельствовать особые достоинства наиболее благочестивых иноков.

Самым значительным среди прочих таинств в православии оказалось причащение. В нем усматривается акт непосредственного мистического слияния верующих со Спасителем. В ходе данного таинства человек как бы «обоготворяется» и это вызывает потребность благодарения — евхаристии — за искупительную жертву Христа и пережитое единение с Божеством.

Таинство причащения стало в ряд центральных событий самого значительного этапа суточного богослужебного круга — божественной литургии (в просторечии — обедни, так как совершается в предобеденное время).

Истоки литургии обнаруживаются в ежедневных собраниях апостолов после сошествия на них Святого Духа. Эти встречи предполагали обязательное воспоминание о последней трапезе с Христом, когда хлеб и вино «преложились» в плоть и кровь Богочеловека.

До IV века порядок этого общественного богослужения передавался изустно. Затем кесарийский епископ Василий Великий составил развернутый чин литургии, а вскоре патриарх константинопольский Иоанн Златоуст разработал сокращенный вариант этого же чина, который и по сей день остается наиболее употребительным в православии.

Развернутая литургия проводится 10 раз в году: в воскресные дни Великого поста, четверг и субботу Страстной недели и ряд других дней. Прочее время служится чин Иоанна Златоуста. Несколько раз (по средам и пятницам Великого поста и первые три дня Страстной недели) допускается причащение от Святых Даров, приготовленных для минувшей обедни. Тогда совершается третий, еще более короткий, чин литургии Преждеосвященных даров (составлен Григорием Двоесловом в VI веке).

Начало литургии — проскомидия (принесение) — происходит в алтаре и только с участием священнослужителей. Туда вносятся пять выпеченных из вскисшего теста круглых пшеничных хлебов (просфор) и красное виноградное вино. Одна просфора символизирует Агнца, остальные приносятся во имя Богоматери, в честь ликов святых, за всех живых членов церкви и за всех умерших в христианской вере. В память о распятии Христа и его ранах производится крестообразный надрез и «прободение» копьецом Агнца. Священник вырезает из хлебов частицы и выкладывает их на особое блюдо — дискос. В ритуальную чашу (потир), вливается разбавленное водой вино. Таким образом происходит приготовление Святых Даров.

Вторая часть — литургия оглашенных (то есть готовящихся к таинству крещения). Она включает открытие завесы «царских врат», очистительное окуривание храма (каждение), молитвы и песнопения, имеющие вероучительный характер. После молитвы об оглашенных, те должны покинуть храм.

Главная часть ритуала — литургия верных. К ней допускаются лишь полноправные члены общины, то есть крещеные по православному обряду. Над приготовленными дарами произносятся Символ Веры и ряд молитв, вспоминаются слова Иисуса к ученикам на Тайной Вечере, вслед за чем звучит призыв священнослужителя о ниспослании Святого Духа для «преложения» даров. Православию присуще убеждение, что этой процедурой хлеб и вино подвергаются внутреннему мистическому преображению, полностью воплощая в себе тело и кровь Христа. Один вырезанный фрагмент просфоры опускается в потир, другим в алтаре причащаются служители культа.

Через распахнутые «царские врата» дары выносятся к мирянам. Причащаяясь, верующий оказывается в единении с божественным естеством, то есть как бы «сотелесен» Христу. Остаток просфор (антидор) уносится в алтарь, либо раздается верующим. Заамвонная молитва и адресованное правящим архиереям «многолетие» завершают действие.

Наряду с божественной литургией, в состав суточного круга входит всенощное бдение: великая вечерня — воспоминание ветхозаветного времени, и утреня — изображение новозаветной сюжетики. К нему добавляются четыре «службы часов» — чтение молитв и славословия на каждую из четвертей последнего дня страданий Христа (1-й час — после утреней, 3-й и 6-й — после литургии, 9-й — после вечерней). В современной Русской православной церкви ночные службы проводятся лишь в двух случаях — на Рождество и Пасху.

В каждый из дней недели к суточной службе добавляется «особое воспоминание» об определенных событиях и персонажах христианской истории. Так складывается седмичный круг богослужения.

Помимо этого, проводятся службы для церковного прославления святых, особенно — покровителей конкретного прихода (престольные праздники), а также в честь «чудотворных» икон. Обязательными являются ежегодные специальные культовые действия на Воскресение Христово (Пасху) и двунадесятые праздники. К последним относятся Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм, Благовещение, Рождество Христово, Крещение Господне (Богоявление), Сретенье Господне, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), Вознесение Господне, Сошествие Святого Духа на апостолов (День Святой Троицы или Пятидесятница), Успение Богородицы, Воздвижение креста Господня. Все вместе они образуют годичный круг богослужения.

Завершающим актом богослужебного действа может стать тематическое выступление священника перед паствой — проповедь. Смысл проповедей заключен в наставлении верующих к жизни согласно с учением церкви. Различают проповеди догматические (разъяснение богооткровенных истин), нравоучительные, похвальные (прославляющие образцы христианского поведения), житийные (на примере святых угодников), миротворческие, экуменические и т.д. Формы проповеди разнообразны. Это может быть беседа священника с мирянами, поучение на какую-либо душеспасительную тему, нравственно-аллегорическая притча, либо даже — развернутое логическое рассуждение, исполненное богословских и художественных образов («слово»).

Для точного соблюдения чинопоследований используется специальная литература, содержащая описание суточного круга (Служебник и Часослов), порядок чтения молитв (Типикон), тексты на обряды и таинства (Требник), чтение по месяцам в память святых (Минеи) и т.п.

Язык православного богослужения обычно связан с историей и обстоятельствами бытия каждой из поместных церквей. Русское православие использует ныне вариант церковнославянского языка, приближенный к разговорной и литературной русской речи.

Участие в отправлении культа требует от христианина сосредоточенности и тщательной подготовки. Этой цели служат множественные посты — полное или частичное воздержание от пищи сроком от одного дня до нескольких недель. Самыми значительными в православии стали весной — Великий (семь недель перед Пасхой), летом — Апостольский (Петров), осенью — Богородичный (Успенский) и зимой — Рождественский посты.

Во время постов, впрочем как и в другие дни, особое внимание требуется обращать на регулярно и своевременно творимые молитвы. Молитве рассматривается в качестве беседы души христианина с Богом, Богоматерью, ангелами и святыми угодниками. По своему назначению молитвы могут быть хвалебными, благодарственными, просительными. Совершаются они в храме или вне его стен.

К молитве нередко добавляются внешние знаки почитания — стояние, крестное знамение троеперстием правой руки (три сведенных пальца означают веру в единосущную и неразделенную Св. Троицу, два пригнутых к ладони — в божественное и человеческое «естества» Иисуса Христа), поклоны (великие — земные, малые — поясные).

Главным местом общественного и частного богослужения является храм. Это — церковное здание, воплощающее собой принятый в православии образ мира как божьего творения. Наиболее распространенными типами православных храмов стали разные варианты (в зависимости от формы креста в плане здания) крестово-купольной системы, сложившейся еще в период так называемой средневизантийской церковной архитектуры.

Само строение символизирует сотворенную землю, а его купол трактуется как «сокровенное небо» на земле. Могут встречаться и постройки с пятью, семью, девятью, тринадцатью, двадцати пятью и тридцати тремя куполами, чему имеются специальные богословские интерпретации (Бог и 4 евангелиста, 7 даров Святого Духа, 9 чинов небесных, Христос и 12 апостолов, пророки и апостолы с престолом Святой Троицы, 33 года земной жизни Иисуса Христа).

Храм включает три основных части: входное помещение — притвор (или «нартекс»); центральное пространство для молитвенных и обрядовых действий, которое может быть разделено колоннами на главный и боковые нефы; в восточной части устроен алтарь, где помещается престол с крестом, Евангелием и дарохранительницей. От центральной части алтарь отделяется иконостасом — стеной с тремя дверьми (центральные — «царские»), на которой размещены несколько рядов икон.



 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header