header
header
header
header
header    
header Главная arrow 2. Основы мировых религий и эзотерических учений arrow 2. КАТОЛИЧЕСТВО И ПРАВОСЛАВИЕ
Заочная школа Агни Йоги
1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги
2. Основы мировых религий и эзотерических учений
3. Агни Йога об управлении собой
4. Агни Йога о Женщине
5. Изучение и жизненное применение Агни Йоги
6. Духовно-психологические практики Агни Йоги
7.Современная наука о Боге, Мироздании и человеке
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
2. КАТОЛИЧЕСТВО И ПРАВОСЛАВИЕ - 1.История развития церкви E-mail
Оглавление
1.История развития церкви
1.1.Противоречия христианства
1.2.Разделение Церкви
2.Православие
2.1.Ортодоксия в христианстве
2.2.Священное Предание
2.3.Монашество
2.4.Культовая практика
2.5.Церковное православие
3,4.Вопросы и литература
 

 

 

 

 

 

2.5. Организация и церковное устройство современного православия.

Рассуждение о православии невозможно вне связи с необходимой формой его бытия — церковью. Для приверженцев православной веры «воцерковленность» является обязательным условием полноценной религиозной жизни. Не будет ошибкой сказать, что история православия — это история православной церкви.

Главное значение понятия «церковь» для православия относится к сообществу людей, объединенных идеей спасения через веру в Христа, исповедующих ради этого восточно-кафолический вариант догматического учения и признающих пастырскую роль профессиональных священнослужителей.

Верховным, хотя и незримым, главой вселенской православной церкви считается сам Иисус Христос, что делает излишним создание особого всецерковного руководства (как папа в католичестве).

Такое представление способствовало исторически сложившейся децентрализации православия и учреждению так называемых поместных церквей. Деятельность этих церквей строится на началах автокефалии — самостоятельного возглавления национальных православных общин. Сохраняя единое вероисповедание, каждая из автокефалий независима от других в решении кадровых вопросов (включая избрание высших иерархов), выборе языка богослужения, канонизации собственных святых, дополнениях к общеправославному памятному календарю, создании и упразднении приходов, миссионерстве и многом другом, вплоть до права даровать своим ответвлениям автономию и даже, в особых случаях, самовозглавление.

Степень канонического достоинства автокефальных церквей отражена в официальном перечне — «диптихе чести».

Согласно этому списку, первенствующей считается Константинополъская православная церковь, а ее глава носит громкий титул Святейшего Архиепископа Константинополя — Нового Рима и Вселенского Патриарха.

Многие столетия Константинопольский патриархат занимал ведущее положение в среде восточного христианства, сохраняя контроль над большинством поместных церквей даже в условиях турецкого господства. В наши дни области, управляемые этой церковью, заметно уменьшились: есть ряд малочисленных епархий в самой Турции и небольшие приходы в некоторых странах Азии, Европы, в Америке и Австралии. Кроме того, к ее юрисдикции относятся Финляндская автономная (с 1957 г.) и Критская полуавтономная церкви, а также монашеские обители на святой горе Афон в Греции.

Не имея ныне реальной власти над другими церквями, Константинопольский патриархат, однако, пользуется заслуженным авторитетом хранителя вероисповедной традиции и нередко претендует на координирующую роль в православном мире.

Следующие три места в диптихе отведены остальным древним восточным патриархатам — Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому.

Александрийская православная церковь сложилась в христианской среде северного Египта. Уже в V веке она испытала раскол, результатом которого было отделение крупной монофизитской общины (копты). Остальные приходы заявили о тесной церковной связи с Константинополем, тем самым однозначно идентифицировав себя с православием.

Длительная история иностранной зависимости Египта не помешала Александрийской церкви расширять влияние, образовав несколько епархий в соседних государствах Азии и Африки. Специфической чертой ее современного богослужения стало употребление, наряду с древнегреческим, арабского языка, принятого основной массой прихожан.

Антиохийская православная церковь также большинством паствы имеет христиан арабского происхождения. Приходы этой церкви расположены на земле Сирии и ряда других ближневосточных стран.

Ее прошлое содержит немало значительных событий: в древней сирийской столице Антиохии звучала проповедь апостола Павла и ученики Иисуса впервые были прозваны христианами; здесь родился и получил образование Иоанн Златоуст; в начале VI века церковь постиг монофизитский раскол (движение сиро-яковитов), а в VII веке обособляются монофелиты (община маронитов). Затем начались, и продолжаются по сей день, сложные взаимоотношения с исламским миром, заметно ограничившим области влияния патриархата.

Соседняя — Иерусалимская православная церковь объединяет приверженцев восточной ортодоксии из числа христиан, проживающих в Израиле. Особое положение ей придает почетная миссия хранителя величайших святынь всего христианства на земле Палестины. В юрисдикции этой церкви на правах автономии находится Синайская православная архиепископия.

Пятое место в официальном списке православия занимает самая крупная из автокефалий — Русская церковь.

Разделяя греко-византийскую вероучительную традицию русское православие, в то же время, почти полтысячелетия неуклонно продвигалось по пути все большей независимости от любых зарубежных церковных центров. Процессом, определившим характер и темпы этого движения, стало развитие отечественной государственности: обратной стороной освобождения русской церкви от вмешательства «второго Рима» была назначенная ей роль поддержки и обоснования державных устремлений российских правителей.

Хотя контроль за выдвижением предстоятелей до середины XV века принадлежал Константинополю (исключение — киевские митрополиты Иларион в 1051 г. и Климент Смолятич в 1147 г.), сами церковные структуры в огромной мере были подвластны местному княжескому управлению. Важным фактором воздействия на духовенство являлись имущественные отношения. Обычным для церкви домонгольского периода были, например, регулярное получение десятины от сбора в княжескую казну и земельные пожалования из того же источника.

Во времена монгольского господства церковь в целом адаптировалась к сложившейся ситуации и даже получила ряд привилегий.

Монголы установили неприкосновенность церковных владений и освободили их от уплаты дани; в 1261 г. столица Золотой Орды стала местом учреждения Сарайской православной епископии.

Будучи органической частью русского народа, церковь вместе с ним пережила и состояние национального подъема, активно поддержав нараставшую борьбу с игом и укрепление московского государства в XIV - XV веках. Тогда же ей удалось окончательно избавиться от византийской «опеки».

Осудив Константинополь и верных ему иерархов за уклонение от православия (Флорентийскую унию с католической церковью для защиты от турок в 1439 г.), собор русских епископов самостоятельно выдвинул кандидатуру на место московского митрополита. С поставлением этого должностного лица (Иона, 1448 г.) церковь достигла фактической автокефалии. Через полтора столетия Москва добилась от восточных патриархов признания каноничности первого, избранного в 1589 г., Патриарха Московского и всея Руси Иова, что придало автокефалии юридический статус.

На протяжении XIV - XVII веков русское православие все более вовлекалось в зависимость от государства. Покровительство последнего было решающим как для «материальных» интересов церкви так и в преодолении оппозиционных ей движений (стригольничества, новгородско-московской ереси, нестяжательства и других).

За этот период в церковной среде подвергаются пересмотру
претензии на «симфонию» с государством и постепенно изживается несбыточный для Руси идеал возвышения «священства» над «царством».

Старообрядческий раскол в русском православии, вызванный неприятием сторонниками прежнего прочтения ортодоксальной традиций церковных реформ 1653-1656 гг., лишь ускорил этот процесс. Противники новых порядков рассматривались прежде всего как враги самодержавной власти, настойчиво добивавшейся полного преобладания над церковью.

В петровскую эпоху церковь окончательно становится частью государственного аппарата. Упраздняется патриаршество и учреждается (в 1721 г.) Святейший Синод — бюрократический орган управления церковным ведомством. При Екатерине II происходит широкая секуляризация — слияние церковных владений с государственными и утрата клиром многих имущественных прав; духовенство переводится на казенное жалование, а число действовавших монастырей сокращаете с 954 до 385.

Весь имперский период отечественной истории возглавление церкви было законодательно закреплено за монархом.

С падением монархии Временное правительство санкционирует созыв Поместного собора, который восстанавливает патриаршество. Революция, гражданская война и события советской истории принесли церкви немало тяжелых испытаний: разрушение храмов, репрессии, крайнее ограничение всех видов деятельности, жесткий надзор властей. Тем не менее, исторический опыт взаимоотношений с государством позволил русской православной церкви сохранить устойчивое место среди других социальных институтов. А в современной России она вновь занимает доминирующее положение в существующем спектре религиозных организаций.

Основным звеном церковной жизни, где совершаются богослужение, исполнение треб, катехизация и т.д., выступает приход. Территориально объединенные приходы составляют благочинные округа, в свою очередь сводимые в епархии и экзархаты. Руководители епархий подчинены Патриарху Московскому и всея Руси, при котором функционирует Синод РПЦ (группа представителей высшего духовенства и несколько административных подразделений — отделов, комитетов, управлений).

Высшим органом РПЦ является Поместный собор, созываемый для решения канонических (вероучительных, культовых) и кадровых вопросов, имеющих общецерковное значение. По конкретным аспектам церковной жизни созывается Архиерейский собор, состоящий из всех правящих епископов РПЦ.

В настоящее время, кроме собственно российских приходов, в составе РПЦ пребывает целый ряд православных объединений стран зарубежной Европы, Центральной и Южной Америки. В Северной Америке и на Ближнем Востоке имеются подворья и представительства Московского патриархата. С 1970 г. в юрисдикцию РПЦ входит Японская автономная православная церковь, в 1993 г. подтверждена автономия православной церкви в Эстонии, с 1994 г. установлена каноническая связь РПЦ с самостоятельными Латвийской и Молдавской православными церквями.

Серьезной проблемой для русского православия являются отношения с приходами на Украине. В советский период эти приходы составляли Украинский экзархат РПЦ. Наряду с ними, как религиозная «оппозиция», действовали общины так называемой Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ сложилась в 1919-1921 гг.; «чрезвычайный» собор 1930 г. вынужден был заявить об ее самороспуске; при оккупации в годы войны возобновила деятельность; затем центр УАПЦ перемещается на Запад, объединяя своих сторонников на родине с эмигрантскими украинскими православными общинами). В 1991 г. Московский патриархат образует из верных ему приходов автономную Украинскую православную церковь. Остальные заявляют о своей независимости от РПЦ и объединяются в самостоятельную Украинскую православную церковь — Киевский патриархат ( 1992 г.). Тогда же получают официальное признание и общины УАПЦ. Наконец, вдобавок к трем православным церквям, происходит быстрое возрождение приходов униатской (греко-католической) церкви.

Другая болевая точка — отношение к Русской Зарубежной Церкви («Русская православная церковь за границей»). Основанная в 1921 г. представителями российской эмиграции, эта церковь вышла из связи с РПЦ и поныне находится в противостоянии Московскому патриархату, обвиняя последний в догматических отступлениях и повредивших православию политических компромиссах. Своеобразным филиалом РЗЦ в Российской Федерации стали отошедшие в ее юрисдикцию приходы так называемой «свободной российской православной церкви».

В 2007 году проблема взаимоотношений Русской Зарубежной Церкви и Московского патриархата успешно разрешилась их объединением. Важность объединения трудно переоценить, так как разделение существовало почти 90 лет. Это историческое событие поставило точку в долгой истории разделения народа, порожденного ужасами революции и Гражданской войны.

Шестой по диптиху упоминается Грузинская православная церковь, Она возникла в IV веке и довольно скоро, с согласия Константинополя, получила статус автокефальной (487 г.). Церкви довелось разделить все превратности исторической судьбы грузинского государства: турецкие и персидские нашествия, междоусобицы, утрату независимости. Был период (IX - XVIII века), когда на возглавление Грузинской церкви одновременно претендовали несколько самостоятельных католикосов-патриархов.

Вступление страны в состав России (1783 г.) изменило строй церковной организации. Приходы перешли в ведение российского Синода, звание католикоса упразднялось и был образован (в 1811 г.) Грузинский экзархат во главе с архиепископом. После февраля 1917 г, следует разрыв с РПЦ, восстанавливается автокефалия и избирается католикос. В 1927 г. грузинским иерархам приходится выступить с заявлением о лояльности к советской власти. А в 1943г. Синод РПЦ признает автокефалию Грузинской церкви.

Далее в перечне располагается Сербская православная церковь (образована в конце IX века, с 1219 г. автокефальна, в 1316 г. учреждается патриаршество; в период турецкого господства — митрополия в подчинении Константинополю). Государственная независимость Сербии принесла церкви вновь самовозглавление (1879 г.) и восстановление патриаршества (1920 г,). В XX веке к Сербской церкви присоединяются православные епархии Черногорской и автономной Македонской церквей. Македонская, однако, в 1967 г. разрывает каноническое единство с Сербской церковью и заявляет о своей самостоятельности,

Румынская православная церковь также долгое время, по воле турецких властей, подчинялась Константинополю. Автокефалию она провозгласила только в 1865 г., а признание этого акта последовало еще через двадцать лет. В первой трети XX столетия учреждается патриаршество. Приходы Румынской церкви действуют в некоторых государствах Европы, Северной и Южной Америки, в Израиле. С 1972 г. в ее состав, на правах автономной епископии, вошла Французская православная церковь.

Болгарская православная церковь в своей истории знала периоды автономии (охридская архиепископия, 870 г.), автокефалии (919 г.), патриаршества (в X и XII - XIV веках). Но имели место и серьезные притеснения, как со стороны противников болгарской национальной государственности (Турция, греки-фанариоты), так и от Константинопольских иерархов. Последние отличались особой неуступчивостью: если Турция все-таки признала восстановление автокефалии болгарского экзархата (1872 г.), то Константинополь резко обвинил эту церковь в схизме. Примирение наступило только в 1945 г., а в 1953 г. Болгарская церковь возобновила патриаршество.

Стоящая следом Кипрская православная церковь истоками восходит к общине, основанной еще в 47 г, апостолом Варнавой. После длительного периода попеременной принадлежности Кипрской архиепископии то Риму, то Константинополю, Вселенский собор 431 г. признал ее самостоятельность. С тех пор, несмотря на череду арабского, католического, турецкого и британского вмешательств, Кипрской церкви удалось сохранить свой уклад, традиции и статус автокефалии.

Судьба Элладской православной церкви длительное время зависела от столкновения интересов западной и восточной ветвей христианства, а также от коллизий противостояния исламской экспансии в греческих землях. Борьба за независимость в XIX веке позволила Греции добиться автокефалии поместной церкви (1833 г.). Но понадобилось еще некоторое время, чтобы Турция политически, а Константинопольский патриархат канонически признали этот акт (1850 г.). Из последующей истории необходимо упомянуть, что официальное отделение греческой церкви от государства произошло только в 1975 г.

От христианских общин, возникших в III веке на восточном побережье Адриатики, ведет начало Албанская православная церковь. С IX века она пребывала в юрисдикции Болгарской церкви, а со второй половины ХVIII века подчинялась Константинопольской. Автокефалию поместная церковь Албании получила в 1922 г.

Польская православная церковь в своем становлении прошла через трудное противостояние римско-католическому влиянию: само христианство было принято Польшей по «латинскому обряду» (966 г.), а в 1387 г. католицизм объявляется государственной религией.

Православие культивировалось, главным образом, среди белорусской и украинской частей населения. В 1596г. возникает компромиссная форма сосуществования конфессий — уния. Признавая примат римского папы и ряд догматических особенностей католицизма (учение о чистилище, «филиокве»), униатские общины сохранили православный тип обрядности и богослужение на родном языке.

Вхождение восточной Польши в Российскую империю оживило деятельность православных приходов; была образована Холмско-Варшавская епархия. В 1918 г. православная церковь в Польше объявляет себя автономной и вскоре (в 1921 г.) провозглашает автокефалию. Русская, Сербская и Болгарская церкви не признают каноничности этого акта, после чего Польская православная церковь вступает в конкордат с Ватиканом и соглашается на господствующую роль католицизма в Польше.

После второй мировой войны польская митрополия отказывается от самочинной автокефалии и получает право на этот статус уже в соответствии с принятым в православии порядком, от Русской православной церкви, в 1948 г.

Принято считать, что начальный этап истории Чехословацкой православной церкви в IX веке был связан с проповедью знаменитых «солунских братьев». Однако натиск Рима оказался намного результативнее активности последователей Кирилла и Мефодия. Православие было вытеснено на периферию религиозной жизни; сохранилась лишь Мукачевская епархия в Карпатах, но Ужгородская уния 1649 г. «поглотила» и эти приходы. В начале 1920-х годов православные общины Чехословакии числились в юрисдикции Сербской церкви. Только после 1945 г., с помощью РПЦ, был образован экзархат архиепископа (позднее — митрополита) Пражского и всей Чехословакии. Автокефалию эта церковь обрела в 1951 г.

Наиболее молодой из официальных автокефалий является Православная церковь в Америке. Уже со второй половины XVIII века на Аляске действовали православные миссионеры. В 1840 г. Русская церковь учреждает Камчатско-Курильскую и Алеутскую епархию. Последующее появление православных общин в разных районах Соединенных Штатов — результат миссионерства и притока эмигрантов во второй половине XIX — начале XX века. Новые приходы реорганизуются в Северо-Американскую епархию. В 1924 г. она прекращает связь с Русской Православной Церковью и объявляет о своей автономии. Десять лет спустя, значительная группа приходов вновь признает юрисдикцию Русской Православной Церкви. В послевоенный период рост этих общин продолжался и достиг примерно четвертой части всех американцев православного исповедания (около 1 млн. человек). Это послужило одним из оснований для Московского патриархата решить вопрос о даровании православной церкви в Америке автокефалии (1970 г.).

Завершая тему следует заметить, что стремление православия в любых обстоятельствах сохранять «неповрежденностъ» вероисповедания во многом объясняет как торжественные, так и трагические страницы в его исторической судьбе.

Твердость в вере всегда была нравственным стержнем, позволявшим православным людям выдерживать выпадавшие на их долю испытания. В то же время, оборотной стороной ортодоксальной позиции нередко становились амбициозность церковных институтов и отдельных иерархов, претензии на роль «последней инстанции» в делах не только веры, но и всей жизни. И то, и другое, однако, свидетельствует о том, что православие — это не застывшая монументальная конструкция, а самосознание и самочувствование людей ищущих, теряющих и обретающих смысл своего бытия в пространстве истории и культуры.



 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header