header
header
header
header
header    
header Главная arrow 6. Духовно-психологические практики Агни Йоги arrow 3. РЕЛАКСАЦИЯ. ТЕОРИЯ НАПРЯЖЕНИЯ И РАССЛАБЛЕНИЯ
Заочная школа Агни Йоги
1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги
2. Основы мировых религий и эзотерических учений
3. Агни Йога об управлении собой
4. Агни Йога о Женщине
5. Изучение и жизненное применение Агни Йоги
6. Духовно-психологические практики Агни Йоги
7.Современная наука о Боге, Мироздании и человеке
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
3. РЕЛАКСАЦИЯ. ТЕОРИЯ НАПРЯЖЕНИЯ И РАССЛАБЛЕНИЯ - 1.Напряжение и расслабление в жизни E-mail
Оглавление
1.Напряжение и расслабление в жизни
2.Напряжение физическое и тонкое
3.Позитивное и негативное
4.С позиции теории трех гун
5.Ответы на возможные вопросы
6.Вопросы по этой теме
7.Литература

 

 

 

 

3. Позитивное и негативное напряжение и расслабление.

Строго говоря, напряжение и расслабление бывают как негативными, так и позитивными. Позитивное напряжение — это такое состояние, которое помогает человеку приближаться к совершенству, чтобы он, овладев собой, сумел найти истинный баланс напряжения и расслабления. Негативное напряжение, это напряжение, связанное с грехами, с усталостью, с ошибками, с аморальными поступками, то есть все то, что отягчает человека, отклоняет его от цели. Грехи всегда ведут к напряжению, даже если поначалу они сопровождаются мнимым облегчением.

В точности так же расслабление проявляется в двух своих формах. Есть релаксация положительная, или позитивная, освобождающая человека от усталости, от зажимов, от блоков. А есть отрицательная, или негативная, самым типичным проявлением которой является пьянство и современная массовая культура, и, в общем, вся современная жизнь в России, где главным девизом является призыв к удовольствиям в самой примитивной форме, воспитание привычки к ненапряженному, бессмысленно-расслабленному существованию. Все это, в конце концов, приводит людей к новым страданиям, а значит к дальнейшему напряжению, еще большему, нежели раньше.

Так же и жизненный путь человека может проходить под знаком напряжения и под знаком расслабления, правильного или неправильного, положительного или отрицательного.

Правильное, положительное напряженное существование предполагает активное духовное искание, искание себя, искание Высшего Начала. Такое напряжение ведёт к духовным целям, к слиянию с Высшим.

Но бывает, что напряжение устремленного к Высшему Началу человека в своей основе неправильно, отрицательно, ибо мотив напряжения предполагает достижение эгоистического результата — человек любит не сам процесс, а лишь его итог. Он пытается ускорить свое духовное продвижение посредством ума. Такие действия приводят к краху. Очень хорошо отражает такие ошибочные действия древнекитайская пословица, говорящая о том, что не следует тянуть растение за стебель для того, чтобы ускорить вырастание урожая. Все должно происходить естественно. Необходимы усилия для работы над собой, но нельзя искусственно заставлять себя. Невозможно перепрыгнуть из первого класса сразу в третий, не одолев знания второго.

Но некоторые люди тяготеют к подобному внутреннему насилию. Любое насилие, идущее от ума, откладывает, отодвигает духовное достижение. Иногда отказ от излишнего напряжения приводил человека к просветлению. Но такое просветление возможно только как результат предшествующего напряжения.

Жизнь Будды укладывается в рамки этого великого закона. Шесть с половиной лет длились искания Будды: он искал ответы на главные вопросы жизни среди браминов и аскетов. Но потом, когда он сделал все, что возможно, он плотно поел, как бы отказавшись от аскетизма, принял медитативную позу, сев под дерево и сказал, что он сдается на милость Высшего и не сдвинется с места, пока Высшее Начало ему не откроется. И вот, после предшествующего длительного духовного поиска, развития в себе мощного волевого устремления, сильнейшего напряжения, которое заставляло его быть сжатой пружиной, летящей целенаправленной стрелой, Будда, в конце концов, сдается на милость Бога, отпускает напряжение — тут и нисходит на него просветление. Это вариант правильного напряжения. Когда мы сталкиваемся с Высшим — нужно отпускать себя навстречу Ему, уметь правильно расслабляться. Если сделать правильный выдох (расслабление), тогда следующий вдох (напряжение) будет действием более высокого порядка, наполненным энергиями более высокого уровня.

Существует такой духовный путь, который основан на правильном, положительном расслаблении. Классическим вариантом такого движения, основанного на истинном расслаблении, является даосизм. Даосы всегда следуют природе, естественному движению вещей. Человек должен подстроиться под этот естественный порядок вещей, он должен его осознать. То напряжение, которое есть в даосизме, это состояние постоянно возобновляемого движения, осознания естественного хода вещей, в особенности дыхания. Даос длительное время наблюдает за дыханием. Наблюдение — процесс напряжения, а дыхание в силу своей естественности ближе к расслаблению. В результате эти два вида энергий, напряжение и расслабление, смешиваются, как Ян и Инь. В результате такого естественного занятия или состояния возникает даосское просветление, даосское победоносное недеяние. Под недеянием мы подразумеваем не пораженческое ничегонеделание, недопустимое для деятельного человека, а именно победоносное недеяние. В нем есть элемент напряжения, оно предполагает подключение сознания.

Можно также говорить о неправильном или отрицательном напряжении как на жизненном так и на духовном пути; или неправильном, негативном расслаблении. Правильное напряжение в жизни — это проявление человеком бескорыстных активных действий, без навязывания и задавания заранее определённых результатов. Человек должен правильно сделать все, что от него зависит, но если ситуация изменится и результат, который ожидался, окажется иным, то с этим состоянием нужно смириться, принять все изменения и сказать: «Да сбудется воля Твоя!». Это принятие обстоятельств — пример правильного расслабления перед Высшим. Человек неправильно идущий, неправильно напрягающийся и в жизни, и в духовной практике, не просто работает, а настаивает на своем варианте результата собственной работы. Он почти требует от Высших Сил: «Выдай мне состояние озарения!» Даже существуют пособия такого рода: «Как достичь просветления за 21 день» и тому подобные. Результат духовных достижений задается заранее, человек непременно хочет стать существом совершенно конкретного образа, но это порочные представления. Неизвестно какими мы станем, как изменимся, как преобразимся даже в результате самой высокой и правильной практики. Это всегда тайна. Это процесс с элементами непредсказуемости, метафизического риска, процесс, подвластный не нашей воле, а воле большого числа не учитываемых нами обстоятельств, причин и следствий, воле Высших Законов и Сил. Мы никогда не знаем до конца, что будет в жизни, и, тем более, в духовной области. Приближение Высшего всегда неожиданно, есть лишь примерные признаки.

«Поистине Христос сказал: “Не знаете ни часа, ни дня”» (Агни Йога "Озарение", ч.2, V, 17).

«…постоянные пертурбации космические, конечно, потрясают сердце, к ним приобщенное. Зато и служение сердца такого велико на всех весах мира. Помогайте мира строению! Ни дня, ни часа, когда бы мир не был в опасности. Не два глаза могут эти опасности усмотреть, но лишь три, как на Знамени Владык…» (Агни Йога "Сердце", 4).

В духовной жизни должна быть готовность согласиться с другим результатом, который оказывается не совсем таким, какой нам хотелось иметь, даже если мы правильно все делали. Если мы стучимся к Высшему, но Он молчит, мы не должны роптать. Значит мы еще не готовы, хотя нам и кажется обратное. Возможно, что таким образом Высшее Начало уберегает нас от чрезмерного огненного напряжения, или от каких-то быстрых достижений, которые могут привести к духовной гордыне. Нужно избавиться от излишней ориентации на желаемый результат. Тогда наше напряжение будет более плавным. А напряжение предполагающее один-единственный результат, тем более быстрый — глубоко ошибочно. Главное, что человек должен делать — это активно действовать в нужном направлении.

И, наконец, нужно понять, что такое неправильное расслабление, как в обычной жизни, так и в духовной сфере часто представляет собой бесконечную уступку своей низшей природе. Бесконечно уступать — это естественность хиппи. Есть высшая естественность даосов, которые живут в согласии с природой, а есть низшая естественность ленивого хиппи, который посещает магазин эзотерической литературы, медитирует и в то же время совершенно не способен работать, делать усилия. Это человек, который подменяет духовный путь на тусовочный как на внешнем плане жизни, так и внутренне постоянно уступает себе, постоянно оправдывает себя. Это не духовный путь, а только пародия духовного пути. Подобный хиппи находит своим неправильным действиям самооправдание, он себе нравится независимо от своих действий. Для того чтобы человек научился управлять собой, он должен научиться правильно и напрягаться, и расслабляться. Для полного расслабления, включая душевные и духовные процессы, обязательно требуется вместе с тренировкой расслабления, тренировка концентрации, собранности, самоовладения. Хиппи, который кажется расслабленным и свободным, никогда не может расслабиться полностью.

Достижение полного контроля над собственным телом и своими тонкими структурами является большой проблемой для многих людей, склонных к хаотическому образу жизни. Причина излишнего напряжения, связанная с невозможностью правильно расслабиться, лежит, как правило, в потере связи с Высшей реальностью. Если у человека имеются мышечные зажимы физического тела, значит, у него есть проблемы на тонких уровнях, и если он присмотрится, то, возможно, ему удастся заметить трудности с дыханием, а значит, и с эфирным телом. Например — вдох по длительности превышающий выдох. Такой человек, можно сказать, забирает больше, чем отдает. Недостаток эфирной энергии, неумение дышать, неправильность на уровне энергоинформационного обмена с Космосом приводит к тому, что в эмоциональной сфере появляются зажимы. За мышечным зажимом стоит дыхательный, за дыхательным — эмоциональный, проявляющийся в виде отрицательной энергии, связанной либо с агрессией, либо с депрессией. За отрицательными эмоциями стоят отрицательные желания. Человек почувствовал эти отрицательные эмоции потому, что слишком страстно чего-то хотел, а подобное страстное желание всегда отодвигает момент получения. Либо он хотел не то, что следовало, и его постигло разочарование, в результате которого он получил отрицательные эмоции. Раз возникнув, эти отрицательные эмоции остаются в подсознании, словно темное облако. Этот эмоциональный хлам человек, даже если он временно забывал об этом негативном событии, все равно несет в своей глубинной памяти, в тонких телах. Отрицательные эмоциональные образы событий прошлого несут в себе подавленную энергию, которая мешает свободной циркуляции других положительных энергий. Это способствует увеличению напряжения в теле.

Но почему человек устремился к ошибочной цели и захотел чего-то слишком страстно? Потому, что ему пришла мысль на эту тему, причем мысль была продиктована желанием. Неправильная идея вошла человеку в голову, в сознание, он утратил то правильное направление, которое предполагало его здоровый, нормальный энергетический обмен с людьми, с Высшим Началом, с природой и которое обеспечивало ему нормальное соотношение напряжения и расслабления. Однако это его перестало устраивать, он захотел другого. Захотел, сосредоточился, даже напрягся и стал в этом направлении действовать. Ту естественность и ощущение гармонии, которые были, он утратил. Возможно, на какой-то момент он что-то получил из того, что хотел, но кармический закон вступил в свои права и человек потерял всё незаконно присвоенное, хотя и пытался удержать это приобретение изо всей силы.

А отчего возникла такая неправильная идея? Прежде всего, оттого, что человек в какой-то момент утратил связь с духовным миром и на уровне сознания и сердца оборвал эту связь (а часто ее и изначально не бывает). Связь с духом обеспечивала ему оптимальное соотношение напряжения и расслабления, но для укрепления этой связи он не захотел напрягаться. Если бы он совершил этот крайне необходимый акт правильного напряжения, связь бы упрочилась, и он получил бы Высшую поддержку, радость. Это вознаградилось бы чувством расслабленности, радостью, счастьем, но он этого не захотел, потому что это слишком трудно. Он получил какую-то выгоду на горизонтальном уровне, на земном плане, причем слишком высокой ценой, и в результате высшая энергия от него отошла. Между тем именно она обеспечивала нормальное функционирование всего организма. Стали вторгаться более грубые, горизонтальные энергии. Закон кармы или справедливости работает очень четко — захотел получить более грубые формы расслабления — пожалуйста, но тогда и все тонкие формы расслабления утрачиваются.



 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header