Страница 4 из 7 4. Напряжение и расслабление с позиции теории трех гун.Гуны, согласно индийской традиции, — это качества первичной материи. Раджас — воля, напряжение, деятельность; Тамас — тьма, невежество, застой, лень; Саттва — мудрость, чистота, свет. Тамас и Саттва — противоположны. Напряжение, Раджас, может быть и светлый, и темный. Если он направлен вверх — светлый, если вниз — то это темный Раджас, опустошающая страсть. Она ведет к потере сил, к Тамасу. Тамас — это темное, ленивое начало, но тем не менее, обуздывать Тамас нужно всегда мягко. Если начать жестко обуздывать свою лень, она становится непереносимой, а ее надо переварить и извлечь из нее все энергии, иначе говоря, глину собственной природы надо сделать мягкой, послушной. Тамас — это расслабление, и если мы хотим добиться правильного расслабления, мы должны постепенно, мягко обуздать Тамас при помощи Раджаса и направить все это к Саттве, к мудрости. Все вместе это даст нам высшее утешение, высшее счастье, высшую гармонию, высшее расслабление. Потому что Саттва включает в себя и напряжение и расслабление. Достижение Саттвы есть достижение мудрости, она выше Раджаса и выше Тамаса. Если мы уступаем Тамасу, отказываясь от помощи Саттвы, то мы идем по пути наименьшего сопротивления, катимся вниз по ступеням эволюции и рискуем стать строительным материалом, а не сознательным строителем. |