Страница 1 из 10
1. Кратко об истории развития церкви. Католическая церковь. История христианства сопровождалась внутренними раздорами и расколами. Один из самых глубоких расколов произошел в 1054 году, когда Церковь разделилась на западную — Католическую и восточную — Православную. Подготовлен он был многовековыми разногласиями и накоплением множества внутрицерковных различий. Помимо споров о главенстве, помимо всевозможных относительно мелких расхождений по обрядовым и каноническим правилам были даже разночтения в истолковании Символа Веры, принятого Вселенскими Соборами. В конце III века Римская империя разделилась на Западную и Восточную. В IV веке император Константин основал вторую имперскую столицу на Востоке, в Константинополе (ныне г. Стамбул в Турции). Город рассматривался как «второй Рим», особенно после разрушения Рима готами в 410 году. Две половины христианского мира отдалились друг от друга, разделенные языком (латынь на Западе, греческий на Востоке), культурой и религиозными противоречиями. На Западе древняя Римская империя постепенно, с VI по X век, завоевывалась язычниками. Ислам также значительно распространился на территориях, жители которых прежде были обращены в христианство. Арабы заняли Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет, Северную Африку и часть Испании. Англосаксы, захватившие Англию, стали новообращенными христианами, и целые племена обращались в эту веру вместе со своими вождями. К XIV веку большая часть Центральной и Западной Европы уже считалась христианской, и миссионеры распространяли веру в отдаленных районах Азии. Западная Европа раздробилась на феодальные королевства, и христианская Церковь стала главной силой, объединявшей Европу. В это сумбурное время христианство держалось на своей централизованной организации и периодическом обновлении духовных источников через монашество и мистицизм. В то время как светская власть была раздроблена враждующими феодалами, Церковь стала оплотом относительной стабильности. Постепенно шло укрепление духовной власти; церковную жизнь каждого города или области возглавляли епископы. Епископы крупнейших городов Римской империи обладали самой большой ответственностью и властью. Большим авторитетом пользовался римский епископ, которого впоследствии стали называть папой. В VI веке папа Лев I объявил, что все папы — это апостольские наследники Петра, «камня», на котором Иисус, согласно Евангелию, должен был основать свою Церковь. По инициативе папы Льва I римский император выпустил указ, согласно которому все христиане должны были подчиняться авторитету римского епископа, как наследника Петра. Самым могущественным правителем Церкви в эти ранние века был Григорий I Великий, или Двоеслов (ум. в 604). Получив богатое наследство, он пожертвовал свое состояние на основание монастырей и питание нищих. Страдая от болезней и стремясь к тихой монашеской жизни, он все же согласился стать папой в период эпидемий, наводнений и военных вторжений. Даже в такой обстановке ему удавалось обеспечить материальные нужды бедняков, укрепить дисциплину среди духовенства (включая установление западного эталона безбрачия для священников), обновить литургию (его именем названо григорианское пение; имя Григория Двоеслова часто связывают с литургией преждеосвященных даров, которая служится ныне в Православной церкви в определенные дни в продолжение Великого поста, поскольку он восстановил в свое время этот обряд в Римской церкви) и вновь сделать Церковь достойным, справедливым установлением, носителем высоких духовных идеалов. Со временем папство обрело огромную светскую власть. Начиная с VIII века одобрение папы стало обязательным для подтверждения божественного права феодальных королей. В IX веке Церковь обнародовала старые и новые документы, утверждающие иерархическую власть папства над Церковью, а Церкви над обществом, то есть порядок, являющийся средством передачи божественного духа человечеству. Те, кто не соглашался с этим, подвергались угрозе отлучения от Церкви. Исключение из участия в таинствах было ужасным наказанием, лишающим человека церковного покаяния (таким образом, как утверждала Церковь, отрезая ему путь в Царство Небесное после смерти), а также преимуществ, которые дает Церковь светской власти. Под эгидой Церкви были организованы крестовые походы, войны в защиту веры, в которых жестокому обращению с «неверными» не ставилось никаких границ. В конце VII века папа Григорий VII выдвинул беспрецедентные требования со стороны папства. Папа, утверждал он, является наместником Бога и потому не подчиняется никакой светской власти. Папа обладает правом низлагать императоров; земные правители должны целовать ему ноги. Централизация церковной власти стала главным объединяющим фактором в Европе раннего средневековья. В период примерно между 800-1100 гг. королевства рушились под натиском викингов — с севера и мадьяр — с востока. Ради военной защиты крестьяне отдали свою свободу феодалам. Феодалы в свою очередь начали воевать между собой. И в наступившем хаосе люди смотрели на папу как на единственный источник порядка и власти. Церковь и государства время от времени враждовали друг с другом за господство, при этом папы то поддерживали светских правителей, то одерживали над ними верх, то низлагались ими; также папы втягивались в борьбу ради целей, не имевших ничего общего с религией. В папстве существовали определенные ограничения. Например, папу должен был избирать конклав кардиналов, и эта должность не могла передаваться по наследству. Отношения между церковью и государством, сложившиеся на Западе, нашли теоретическое отражение в средневековой концепции «двух мечей». Ее церковная версия, основанная на взглядах бл. Августина, гласит, что Бог вложил в руки церкви меч духовный, а в руки императора — меч светский. Но и светский меч также должен служить интересам церкви. Только она одна (в лице папы) может легитимизировать владение этим мечом. Светская же версия, отражающая точку зрения императоров, конечно, не предполагала необходимости церковной санкции на власть. Светская власть выводилась непосредственно от Бога и принимала священную обязанность охранять церковь, в том числе — и от недостойных служителей. Понятно, что первая трактовка предполагает, что без коронации церковью нет ни короля, ни императора. Вторая — необходимость для церкви короновать всякого обладателя реальной власти. Фактически же обе интерпретации сходятся в признании необходимости коронации — соединения «двух мечей» в тесном союзе. |