header
header
header
header
header    
header Главная arrow 3. Агни Йога об управлении собой arrow 5. АГНИ ЙОГА О МЫСЛИ
Заочная школа Агни Йоги
1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги
2. Основы мировых религий и эзотерических учений
3. Агни Йога об управлении собой
4. Агни Йога о Женщине
5. Изучение и жизненное применение Агни Йоги
6. Духовно-психологические практики Агни Йоги
7.Современная наука о Боге, Мироздании и человеке
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
5. АГНИ ЙОГА О МЫСЛИ - 1.Мысль в Агни Йоге E-mail
Оглавление
1.Мысль в Агни Йоге
2.Мысль - творец мира
3.Три уровня ума
4.Ответственность за мысли
5.Воздействие на мысли
6.Управление мыслью
7.Посылка мысли
8.О дурных мыслях
9.Красота мысли
10.Вопросы по этой теме
11.Упражнения
12.Литература по теме

 

 

 

 

3. Три уровня ума человека.

Что является в человеке «мысленной фабрикой», которая принимает решения? Такой фабрикой является ум. Ум — это непосредственный творец, разработчик мыслей.

Заказчик этих мыслей — человеческие желания. Именно они являются источником каких-либо мыслей. Человек думает, потому что имеет какие-либо желания, стремления. Низкий или высокий уровень желаний вдохновляется уровнем сознания человека: от низших степеней до высших, которые относятся к интуиции, сверхсознанию, к высшему манасу, к тому, что называется Божественной искрой в человеке.

Как эзотерический взгляд, как агнийогическая и теософская традиции смотрят на структуру мысли, ума?

Сам ум подразделяется на несколько составляющих. А.И. Клизовский делит ум на три уровня:

1. Низший, или инстинктивный ум;

2. Средний, или рассудочный ум;

3. Высший, или озаренный ум.

С низшим или инстинктивным умом связаны накопленные за жизнь как бы бессознательно мысли, чувства, страсти — все, что уходит в подсознание. Накопленные человеческие мысли являются тонко-материальными, и они находятся в общем тонком пространстве. Именно поэтому такой мыслитель как Юнг выделяет понятие, названное им как коллективное бессознательное.

К этому же уровню ума можно добавить такую разновидность ума, как телесный ум. Ведь наше тело тоже имеет высшую разумную часть — нервную систему, ту часть, которая подчиняется командам, идущим из головного мозга, командам рассудка, проявляющимся в движениях физического тела. Все это нами обычно не осознается, все движения тела, все, что контролируется низшим инстинктивным умом делается как бы автоматически, неосознанно.

Средний, или рассудочный ум. Это ум, просчитывающий и обдумывающий все варианты, отвечающий непосредственно за словесно-логическую сторону существования мысли. Это наш внутренний «бухгалтер», а можно уподобить его компьютеру. Все, что делается средним, рассудочным умом нами полностью контролируется. Это та часть ума, которая у всех нас наиболее развита. Именно этой частью ума мы максимально пользуемся в жизни, решаем все жизненные задачи, от арифметических, до выбора кандидата на «брак по расчету».

Высший ум — это тот ум, который может сразу непосредственно постигать природу вещей без логического обдумывания и просчета. Если среднему, рассудочному уму необходимо перебрать десятки, сотни и даже тысячи вариантов, прежде чем принять решение, и все это делается достаточно долго, на «костяшках» расчетов, взвешивании, прикидывании, то высший ум может найти решение мгновенно. Человек сразу попадает «в яблочко». Он сразу видит и чувствует искомый результат. Человек сразу же приходит к необходимому решению. Этот ум называют интуицией. И если опять сравнить с компьютером, он неизмеримо более высокого порядка, чем предыдущий. И дело здесь не просто в быстродействии, а в том, что принцип работы высшего ума совершенно иной. Он не вычисляет, не перебирает варианты в поиске нужного. Высший ум сразу знает готовое решение. С работой высшего ума связаны все так называемые озарения и многие научные открытия. Агни Йога часто называет высший ум чувствознанием.

Но высший ум, чувствознание, это наше внутреннее солнышко, полностью зависит от бытийного уровня, эволюционной развитости человека Он или спит, практически не проявляя себя, либо пробужден, что, у большинства людей бывает нечасто. Задача каждого человека состоит в том, чтобы развить свое чувствознание, интуицию, найти и почувствовать свою связь с Божественным Разумом, который и помогает в пробуждении нашего высшего ума.

«Что значит безумие в Боге? Отчего пророки древности назывались безумцами? Именно, ввиду костра чувствознания, отделявшего от них все остальное. Ценное качество, отделившее от обычного мышления» (Знаки Агни Йоги, 281).

«Как можно устремить внимание на новые энергии? Чувствознание будет помощью острому зрению. Скоро люди будут отделяться по чувствознанию. Надо возможно внимательнее отличать людей с открытым сознанием. Не образование, не опытность, не дарование, но, именно, огонь чувствознания открывает прямой путь в Шамбалу. Именно, огонь чувствознания указывает на особенность новых знаков среди обычной жизни. Можно предвидеть, что учреждения будут особенно охранять жизнь таких чутких сотрудников. Как вехи прямого пути, станут такие сознания. Научные наблюдения будут направлены огнем чувствознания» (Знаки Агни Йоги, 282).

Как же достичь этого уровня развитости, пробудить свою интуицию, чувствознание и постичь высокие тончайшие энергии?

«Самая обобщающая Йога накладывает обязательство построения всей жизни в соответственной незаметной внешне дисциплине. Если эта незаметная дисциплина может не быть цепями, но претворится в радость ответственности, то можно считать первые Врата открытыми. Когда будет осознано сотрудничество с дальними мирами, тогда откроются Врата вторые. Когда же будут поняты основы эволюции, тогда упадет затвор третьих Врат. Наконец, когда будет понятно преимущество уплотненного астрала, тогда затвор четвертых Врат упадет. Наряду с этим продвижением зажигаются огни центров познания и приходит чувствознание среди молний тончайших энергий. Так берегите огонь познания и берегите растущую мощь» (Знаки Агни Йоги, 163).

Когда люди говорят об уме, то обычно связывают его с головой, с головным мозгом. И это справедливо, если речь идет о среднем, рассудочном, уме. Телесное же расположение интуитивного ума, чувствознания, связано с сердцем. Это даже неоспоримо отражено в народном фольклоре, в поговорках и песнях. Вспомните: «сердце подсказало», «сердце вещун», «положи мысль на сердце» и т.д.

«Спросите умного человека, что чаще всего предупреждало его об опасностях, остерегало от ошибок и уклонений? Честный человек назовет сердце. Не назовет он мозг или рассудок. Лишь глупый человек будет полагаться на условные рассудочные заключения. Сердце — оно наполнено чувствознанием. Уже давно произносим мы это понятие, но сейчас возвращаемся к нему же в ином обороте спирали. Уже прошли дисциплину Сердца Иерархии и помыслили о Беспредельности. Таким образом, чувствознание появилось не как какая-то смутная интуиция, но как следствие духовной дисциплины при понимании значения сердца… Нелегко принять язык сердца, как реальность. Нужно известное время и преданность и устремленность, чтобы завладеть пониманием выражения сердца» (Агни Йога "Сердце", 334).

«Человек познал многие положения и тем утончил суждение свое. Будьте уверены, что нераспознающий имел грубое существование и не пытался выйти из него; так он сам лишил себя ценности узнавать сердцем. Не молодо сердце человека, ибо сущность его бессменна» (Агни Йога "Сердце", 579).

«Интуиция и, так называемое, чутье будут принадлежать к Миру Огненному. Не задаются вопросом люди, почему лишь некоторые лица одарены чутьем? На аппарате, отмечающем огненность, можно наблюдать и одаренность интуицией. Также явление колебания пенделеума [маятник] отмечает чувствознание, иначе говоря, огненность. Нередко Мы говорим о том же самом под различными названиями. Нелегко положить в сознание, что далекая огненность близка всей жизни» (Агни Йога "Мир Огненный" 3, 437).

«Наука отводит много внимания интуиции и не отрицает, что человек, в некотором нервном возбуждении, может находить правильное решение.

Теперь представим себе Йога, углубившего свою нервную чувствительность и возвысившего свое осознание до Надземного Мира. Он не будет воображать рассудочно, но прислушается к голосу сердца, такая антенна примет волны непосредственных общений. Твердыня Йога не в мозгу, но в сердце.

Наука еще не сумела оценить значение сердца. Древний мир не однажды указывал на мощь сердца, но рассудок увлекал к первенству мозга и тем затруднял ближайшее устремление. Явление сердца еще недавно считалось почти магическим, и люди узкой науки сторонились, чтобы не прослыть мечтателями. Целый словарь можно составить из изгнанных ценнейших понятий. Пожелаем ученым быть свободнее.

Мыслитель говорил: «Что может быть холоднее замерзшего очага? Что может быть мертвеннее замолкнувшего сердца?» (Агни Йога "Надземное", 912).

Мы поговорили о трехслойной картине ума. А мысли есть продукт работы этого трехуровневого аппарата.



 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header