header
header
header
header
header    
header Главная arrow 3. Агни Йога об управлении собой arrow 5. АГНИ ЙОГА О МЫСЛИ
Заочная школа Агни Йоги
1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги
2. Основы мировых религий и эзотерических учений
3. Агни Йога об управлении собой
4. Агни Йога о Женщине
5. Изучение и жизненное применение Агни Йоги
6. Духовно-психологические практики Агни Йоги
7.Современная наука о Боге, Мироздании и человеке
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
5. АГНИ ЙОГА О МЫСЛИ - 1.Мысль в Агни Йоге E-mail
Оглавление
1.Мысль в Агни Йоге
2.Мысль - творец мира
3.Три уровня ума
4.Ответственность за мысли
5.Воздействие на мысли
6.Управление мыслью
7.Посылка мысли
8.О дурных мыслях
9.Красота мысли
10.Вопросы по этой теме
11.Упражнения
12.Литература по теме

 

 

 

 

 

6. Управление мыслью.

«Человек должен уметь управлять своими мыслями», (Агни Йога "Надземное", 647), говорит Учение. В чем же состоит искусство управления мыслью? Если мы хотим в совершенстве владеть и управлять своим телом, то нам понятно, что нужно делать. Надо тренировать тело, заниматься физкультурой и спортом, выполнять определенные комплексы упражнений. А что надо делать для того, чтобы научиться управлять мыслью? Общепринятый взгляд — получить хорошее образование, тренировать память, загружать ее различной информацией. Развивать интеллект, умение решать различные теоретические и практические вопросы. Все это, конечно, должно быть. Однако, в результате человек развивает, прежде всего, информационную составляющую, которая оседает в его инстинктивном уме, заполняет его залежами нужной и ненужной информации. Развивается логический, словесно-логический ум. Упускается из виду образность мышления, упускается из виду высший тип мышления. Кроме того, очень важен уровень самоконтроля человека.

Если у человека нет самоконтроля, ум часто начинает следовать за нашими осознанными и неосознанными желаниями, начинает подчиняться хаотическим стремлением человеческих желаний, поэтому теософская традиция называет низший ум — Кама Манас, или ум желаний, ум, обслуживающий низшие желания. С эзотерической точки зрения это недопустимо, поскольку такой хаотический ум становится источником бед для человека и вселенной.

В чем же состоит контроль ума? С чем сталкивается человек, решивший научиться управлять своим умом? Как только мы сосредоточим свое внимание на контроле нашего ума, сознания, мы увидим его хаотичность. Мысли существуют в виде хаотического потока сознания. Инстинктивный ум вступает в комбинацию с логическим умом, и они порождают так называемый внутренний диалог. Это слова, фразы, обрывки воспоминаний, споров, прошедших событий, которые как в калейдоскопе крутятся в человеке. Сознание заполнено картинками, образами, сценами событий сегодняшнего дня и дней давно минувших.

«Огромная часть человечества вообще не мыслит. Нельзя считать мышлением обрывки беспорядочных, смутных дум. Они возникают из хаоса и тают так же быстро, как хлопья снега в оттепель» (Агни Йога "Надземное", 542).

Если наш ум в данный момент целенаправленно не решает какую-нибудь срочную задачу, проблему, то состояние нашей мысленной сферы похоже на какой-то беспорядочный видеоклип. Он крутится, убыстряется, замедляется, надоедает и вызывает раздражение. Это грязная пена нашего сознания. Это и есть хаос мышления в человеке. Если поток мысли, поток сознания научиться контролировать, то ликвидировав хаос мыслей, мы освободим большое количество энергии, которую сможем полезно использовать.

«Человеческое сознание можно устремить к управлению неуправимыми и бессознательными мыслями. Но дать слишком много, когда столько нарождающих хаос мышлений, трудно. Развитие чувствознания поможет человечеству. Когда чувствознание подскажет, где хаос и где Беспредельность, когда чувствознание различит явление космическое от произвольного, тогда человечество будет держателем ключа знания» (Агни Йога "Беспредельность", 4).

Для правильного самонаблюдения надо поставить себя по отношению к мысли в роль наблюдателя, выделять внутреннего наблюдателя. Этот наблюдатель, то есть часть нашего сознания, должна постоянно наблюдать за состоянием мысленной сферы так же, как мы изучаем какой-либо внешний предмет. Большинство людей, не прошедших эзотерической подготовки, этого абсолютно не умеют делать. Этому надо специально учиться. Такое наблюдение дает возможность заметить, что в этом хаосе мыслей есть все-таки какие-то закономерности, свойственные конкретному человеку. В хаосе мыслей можно заметить три-четыре основных темы размышлений. Периодически хаос сознания возвращается к каким-то излюбленным темам, вокруг которых вращаются мысли. При внимательном наблюдении можно увидеть и назвать эти главные темы, вокруг которых крутятся мысли и увидеть, что за этими темами, за этими мыслями есть определенные желания. Именно желания являются побудительным началом для мыслей. А если глубже заглянуть в эти желания, то можно лучше понять свою суть. Увидеть свое сущностное ядро. Как правило, главное в этом ядре — мы сами, наше личное эго, наше эгоистическое «я». Оно порождает, запускает весь поток мысли и стремится удерживать его вокруг себя. Вот что можно заметить, если внимательно исследовать источник наших мыслей. Такой результат будет в большинстве случаев.

Но если человек замкнут не только на свои эгоистические желания, но склонен и к некоторой духовной работе, имеет развитое мировоззрение, то в своих мыслях он заметит присутствие более высоких духовных факторов. В мыслях такого человека может присутствовать Свет, прикасание к более высокой реальности. Сознание такого человека может озаряться соответствующими светлыми мыслями. Однако при хаотическом мышлении в любом случае наша мысленная машина не может произвести ничего нового или хорошего, ни свежих идей, ни мощных мыслей. Хаос сжирает всю психическую энергию.

Если некий эгоистичный человек целен в своих эгоистических желаниях и достаточно сосредоточен на их исполнении, то он может добиться успеха. Но возможности удовлетворения эгоистических желаний всегда ограничены, да и последствия этого удовлетворения в конце концов плачевны. Закон Кармы неумолим.

«…неподвижное, мертворожденное желание является цепями заключения человечества. Не кто иной, как сами себя заковывают в неосвобожденные оковы. Или неосмотрительность, или чужая карма заносят заразу желаний, и человек, вместо движения, теряет всякую подвижность.

Посмотрите на стоящих у стены плача. Что заставило их пресечь путь? Какие силы отвратили их от созерцания и познавания мира? Самое малое, почти неразличимое желание отяготило их и закрыло им глаза. Как однообразен стал их мир! Как червь, высосало желание их энергию.

Желание — червь и цепи. Желание — искры и крылья. Освобожденный летит в познавании. Порабощенный рыдает в отчаянии» (Знаки Агни Йоги, 259).

Самоизучение приводит нас к видению мысленного хаоса, и нужно не просто изучать, а нужно научиться останавливать этот хаотический поток сознания. Когда нужно решать какую-то задачу, следует направить мышление на решение этой конкретной задачи. Когда решать ничего не нужно, то следует стремиться к освобождению сознания и чистоте мысленного экрана.

Остановка работы внутреннего мысленного калейдоскопа дает громадный результат по сохранению и накоплению психической энергии. Мы вдруг заметим, что энергетически становимся сильнее. У нас появляется сила, позволяющая и наблюдать за собой, за своими мыслями, и управлять этими мыслями, побеждать их. Наш внутренний наблюдатель приобретает дополнительную энергию, дополнительную волю. Мы получаем возможность по желанию останавливать мысли, при необходимости концентрировать их в нужном направлении, отсекая все постороннее. Нужно только захотеть, именно с этого начинается вся внутренняя работа.

Итак, для управления мыслью нужно научиться качественно делать следующее:

  • Останавливать мысли, мысленный хаос.
  • Концентрироваться на нужной мысли, отбрасывая все посторонние, не допуская никаких других мыслей и образов в течение длительного времени.
  • Быстро переключать сознание с одной мысли на другую.
  • Мыслить ярко, образно. Думая о чем-то, следует стараться представлять и отдельный образ, и всю ситуацию, которая сложится по результатам наших мыслей и действий.

Что нужно делать для остановки мыслей, для достижения чистого мысленного экрана? В сознании обычно течет поток хаотических мыслей. Остановите его, освободите сознание, ум от этого хаоса. Возникнет пустота, никаких мыслей, фраз, никаких образов. Сознание при этом остается ясное, чистое, готовое к необходимой целенаправленной работе. Ум при этом сосредоточьте в районе эмоционального сердца. Агни Йога очень часто говорит о необходимости объединения ума и сердца.

Итак, остановили хаотичные мысли, подержали состояние безмыслия в течение некоторого времени. Накопили энергию, тогда рождается ощущение теплоты, ощущение силы. Это сложное упражнение и удержать состояние полного безмыслия даже в течение нескольких десятков секунд очень трудно. Но к этому надо стремиться. Пусть вначале будет хотя бы частичная остановка мысленного хаоса, это уже даст большие положительные сдвиги. Грубое сравнение, но следует использовать ум как инструмент, как молоток. Нужно — забили гвоздь (мысль), и молоток (ум) положили рядом с вами до следующего применения. Учитесь держать сознание чистым и ясным. В этом случае сознание готово для принятия высших энергий. Держите разум пустым, но соединенным с сердцем, совместите умственное ощущение «Я» с сердечным чувством.

«Все познавания Надземного образуются в сердце. Мысль зарождается в сердце и лишь передается в мозг. Пусть каждый желающий обратиться к Надземному призовет мощь сердца — лишь оно отзвучит на Беспредельность» (Агни Йога "Надземное", 689).

Второй момент — это концентрация. Концентрация может быть нескольких видов. В первую очередь мы будем говорить о сосредоточении на нужной, заданной мысли, об удержании в сознании той мысли, которую в данное время мы обдумываем. При этом все посторонние мысли должны быть устранены, ничто другое не должно нас отвлекать, все постороннее не должно восприниматься нашим сознанием. Наш ум сконцентрирован на заданной мысли, мысль может проговариваться мысленно и словесно, обдумываемый объект может представляться в образном виде. Как буравчик, мысль внедряется в суть вопроса, предмета, и, в конечном счете, мы мысленно познаем исследуемый предмет до самой глубины, до его ядра. Такое сосредоточение на мысли может делаться с открытыми и с закрытыми глазами.

«Урусвати знает, что большинство людей совершенно не способно для передачи мысли на расстояние. Они даже не представляют себе, что значит сосредоточение мысленное, их мысли подобны бабочкам около огня. Они не хотят представить, что мысли, разбитые обиходными мыслишками, являются какофонией… Они будут негодовать, если среди игры виртуоза кто-то начнет трогать струны. Это будет недопустимо, с точки зрения слушателей. Но если мысли будут прерваны какими-то нелепыми восклицаниями, это не будет осуждено, ибо даже не понимают значения мысли вообще. Но нужно признать, что мысль является основною сущностью бытия.

Скажут, что для сосредоточения мысли нужны какие-то особые школы. Вовсе нет. Каждый человек может упражняться на сосредоточении мысли, начиная с простейших предметов. Если заставить себя помыслить четко, хотя бы четверть часа в день, то уже будут добрые следствия» (Агни Йога "Надземное", 555).

Третье направление — это быстрое переключение мысли. От этого умения зависит очень многое в вопросе управления мыслью. Мысленно решив какой-то вопрос, необходимо уметь отложить его в сторону и быстро переключить мысль на обдумывание, решение другого вопроса. При этом нужно, чтобы мысленные воспоминания о первом, уже решенном вопросе не накладывались на работу мысли над новым вопросом и не вносили хаоса в эту работу. Овладение высокой степенью концентрации мысли даст нам возможность легко освоить быстрое переключение с мысли на мысль. Возьмите два или три предмета и думайте только об одном предмете, рассматривайте его, его внешний вид, материал, из которого он сделан, представьте его внутреннее устройство, назначение этого предмета, происхождение, возраст и т.д. Проникните его мыслью насквозь. Затем переключитесь на второй предмет, аналогично исследуя его мыслью. Каждый раз при переносе мысли с предмета на предмет старайтесь не окрашивать один предмет другим, не допускайте влияния прошлой мысли на настоящую. Все эти рекомендации необходимо применять не только для тренировок, но и непосредственно в решении жизненных вопросов.

И четвертый момент — это образное видение последствий своих мыслей и действий, как этапов процесса, так и конечного результата. Нужно стремиться увидеть, как наша мысль превращается в поступок. Как наша мысль, наш поступок воздействует на другого человека, на другую ситуацию. Нужно представить реакцию другого человека на нашу мысль, на наш поступок. Следует представить и более отдаленные последствия нашего мыслетворчества по цепочке осмысливая действия других лиц, которых коснулись наши мысли и поступки.

Овладевая этими способностями, мы приобретаем не просто способность управления своими мыслями, мы приобретаем мудрость управления. Мудрое — это более далекое, стратегическое видение последствий того, что делает человек в свете вечности, в свете кармы. Это развивает ценное качество предвидения, зачатки ясновидения, и если мы будем в этом тренироваться и постоянно применять это в жизни, то станем более успешными и сможем предвидеть будущие результаты нашего мыслетворчества и развить ясновидение.

«Мысль творит. Притяжение мысли в пространстве неизмеримо. Многие опыты могут лишь отчасти расширить понимание мощи мысли. Мы изумляемся несказуемому качеству ясновидения будущего, но редко поймем, что Огонь мысли зажигает и складывает облик будущего. Мысли разновременные, мысли различные строят Тонкие Миры, которые ясновидению доступны. Среди многих причин эволюции мыслетворчество имеет основное значение. Потому так твержу о качестве мысли» (Агни Йога "Мир Огненный" 1, 613).

«В чем будет заключаться утонченность и возвышенность мышления, обожженного на священном огне? Неужели в нагромождениях искусственной логики и в ужасающих силлогизмах1? Конечно, мышление будет устремляться к оценке лучшего и прекрасного и к изысканию наибольшей полезности. Можно предвидеть, как накопление Чаши даст течение ясных мыслей, сопоставляя прошлое с будущим» (Знаки Агни Йоги, 550).

 __________

1Силлогизм - умозаключение, в котором из двух данных суждений получается третье.



 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header