Страница 10 из 13
4.7. Теософия.В 1875 году вместе с Генри Олькоттом Елена Петровна Блаватская основала в Нью-Йорке Теософское общество — одно из звеньев в той цепи высших школ тайного знания, которые закладывались из века в век сотрудниками Иерархии по мере надобности, в том или ином виде. Все эти школы высшего знания были отпрысками Единого Древа Жизни и Древа Познания Добра и Зла. Задача Теософского общества — объединение всех, независимо от расовой принадлежности и религиозных убеждений, стремящихся к единению человечества, познанию истинной природы человека и Космоса и обнародование определенной доли эзотерических знаний, прежде недоступных массам. Посеянные Теософским обществом семена Высшего Знания проникли в сознание людей Запада и распространились по всему миру. Во многих странах существуют такие общества, работает Теософское общество и в Москве. В то время наука набирала силу, прочно основываясь на материализме. Но Блаватская не побоялась выступить против последнего с проповедью духовности и идеализма, считая, что материализм и атеизм являются нравственными язвами человечества. Параллельно с материализмом в науке в 70-е годы XIX века в Америке, Европе и России прокатилась волна увлечения спиритизмом. Елена Петровна пишет: «Получила приказ сообщить публике правду о спиритических феноменах и их медиумах. И отныне начинается мое мученичество. Все спириты восстанут на меня, вдобавок к христианам и всем скептикам. Твоя воля, Учитель, да будет исполнена!» Она временно примкнула к спиритизму, чтобы показать все опасности медиумических сеансов и разницу между спиритизмом и истинной духовностью. Теория естественного отбора Дарвина и физическая картина мира были совершенно бездуховны. Но указать на это чисто церковным путем было нереально, поскольку люди к тому времени и в Европе, и в Америке потеряли духовные ориентиры. Грубоматериалистический настрой общества не давал серьезной возможности говорить о духовном с религиозной точки зрения. Говорить о Боге с научной точки зрения было так же невозможно и бесполезно, потому что такая позиция могла быть понята лишь очень малой частью населения. К тому же, термин «научный подход» звучит неубедительно применительно к основным ценностям духовного развития. Надо было, с одной стороны, совместить то и другое, а с другой стороны, еще и противостоять ложной духовности. А духовным суррогатом того времени был спиритизм. Людям, уставшим от «прелестей» материального мира, захотелось чего-то потустороннего, и они начали заниматься магией, различными оккультными направлениями, столоверчением, гаданием и прочими процедурами не имеющими ничего истинно духовного. Е. П. Блаватская была призвана в мир для того, чтобы показать и объяснить народам ложность и тупиковость всех этих путей, которые застили свет истины. Естественно, все коллизии этой нелегкой борьбы нашли отражение в «Тайной Доктрине». Во время появления Агни Йоги — в XX веке — ситуация была уже другая, доказывать необходимость духовного знания и ограниченность материализма не требовалось, так как это было уже сделано работами Блаватской «Разоблаченная Изида» и «Тайная Доктрина». И хотя человеческое общество еще не развернулось к духовности, необходимо было предложить ему практические инструменты для работы над собой по расширению собственного сознания, преображению, практические методы, позволяющие что-то в себе изменить. Потребовалось не просто учение, а Учение Жизни. «Тайная Доктрина» — это теория, а Агни Йога — практика жизни. Теософия, изложенная в работах Блаватской, явилась одним из самых мощных эзотерических корней Агни Йоги. Все положения теософии полностью принимаются Учением Жизни, да иначе и быть не может, так как и «Тайная Доктрина», и Агни Йога давались одними и теми же Великими Учителями. Жизнь Е.П. Блаватской и ее богатое наследие, до сих пор не перестающее будоражить лучшие умы человечества, пророчества, сделанные нашей выдающейся соотечественницей, более подробно освещены в специальном разделе второй темы. Е. И. Рерих писала: «Е. П. Блаватская была великой мученицей в полном значении этого слова. Зависть, клевета и преследования невежества убили ее...». И еще: «Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя ее будет поставлено на должную высоту почитания. Е. П. Блаватская истинно наша национальная гордость... Вечная слава ей». Е.П. Блаватская в «Тайной Доктрине» пророчески пишет о неизбежном появлении в будущем того, что действительно было сделано Рерихами в духовном сотрудничестве с Великими Учителями: «В двадцатом столетии ученик, более осведомленный и гораздо лучше приспособленный, может быть послан Учителями Мудрости дать конечные и неопровержимые доказательства, что существует наука, называемая Гупта Видья и, что, подобно однажды таинственным источникам Нила, источник всех религий и философий, ныне оповещаемых миру, был забыт и утерян на протяжении веков, но, наконец, он найден». |