header
header
header
header
header    
header Главная arrow Новости календаря
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
Новости календаря
19 декабря - День Святителя Николая Чудотворца Печать E-mail
19.12.2012 г.

19 декабря Русская Православная Церковь отмечает День святителя Николая Чудотворца. Святитель Николай считается покровителем путешественников и мореплавателей. И является одним из самых почитаемых святых в православном мире. Святитель Николай, живший в 3-4 веках, прославился как великий угодник Божий, поэтому в народе его обычно называют Николаем Угодником. Святитель Николай считался «всех предстателем и заступником, всех скорбных утешителем, всех сущих в бедах прибежищем, благочестия столпом, верных поборником». Христиане верят, что и сегодня он совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям. Совершая паломничество в Иерусалим, Николай Чудотворец по просьбе отчаявшихся путников молитвой успокоил разбушевавшееся море. Удержав меч палача, святой Николай спас от смерти трех мужей, невинно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель Николай Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь. За свою земную жизнь он совершил такое множество добрых дел во славу Божию, что их не перечислить, но среди них есть одно, которое относится к числу добродетелей и к тому, что служило основанием их совершения, что двигало святителя на подвиг, — его вера, удивительная, сильная, ревностная. Святитель Николай скончался в середине 4 века в глубокой старости. По церковному преданию, мощи святого сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей. В 1087 году мощи Николая Угодника были перенесены в итальянский город Бар (Бари), где находятся и поныне.

Н.К. Рерих «Святой Никола»

Святой Николай Чудотворец (260-343) - издавна один из любимейших святых на Руси. Почитается как "скорый в помощи" бесстрашный защитник, заступник обездоленных. Первый храм на Руси был построен именно в честь святителя Николая Чудотворца. Преподобный Нестор Летописец писал, что это была церковь в Киеве, поставленная в 882 году. Образ Святого Николы неоднократно воплощал в своих живописных и литературных произведениях Николай Константинович Рерих.

"Никола Милостивый! Ты - Чудотворец! Ты - Могущий! Ты - Святитель воинствующий!

Ты - сердца побеждающий! Ты - Водитель мыслей истинных! Силы земные Ты знающий!

Ты - меч хранящий! Ты - городам Заступник! Ты - правду зрящий! Слышишь, Владыко, моления?

Злые силы на нас ополчилися. Защити, Владыко, пречистый град! Пречистый град - врагам озлобление!

Прими, Владыко, прекрасный град! Подвигнь, Отче, священный меч! Подвигнь, Отче, все воинство!

Чудотворец! Яви грозный Лик! Укрой грады святым мечом! Ты можешь! Тебе сила дана!

Мы стоим без страха и трепета".

 
13 декабря - день памяти Николая Константиновича Рериха Печать E-mail
12.12.2012 г.

Жизнь Николая Константиновича Рериха – изумительная загадка гениальности, возвышенный феномен полноценного раскрытия творческого потенциала человека, независимо от условий времени и места. Разными гранями открывается эта жизнь, но никогда всеми сразу …

Кредо (лат. credo - верю) - Личное убеждение, основа мировоззрения человека, иногда тоже самое, что и девиз.

В своей статье «Сredo» Н.К. Рерих писал: «Пишут, что не знают мое credo. Какая чепуха! Давным-давно я выражал мое понимание жизни. Ну что ж, повторим еще раз:

"Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство - для всех. Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата "священного источника". Свет искусства озарит бесчисленные сердца новою любовью. Сперва бессознательно придет это чувство, но после оно очистит все человеческое сознание. И сколько молодых сердец ищут что-то истинное и прекрасное! Дайте же им это. Дайте искусство народу, кому оно принадлежит. Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, здания станций и больницы, но и тюрьмы должны быть прекрасны. Тогда больше не будет тюрем...

Предстали перед человечеством события космического величия. Человечество уже поняло, что происходящее не случайно. Время создания Культуры духа приблизилось. Перед нашими глазами произошла переоценка ценностей. Среди груд обесцененных денег человечество нашло сокровище мирового значения. Ценности великого искусства победоносно проходят через все бури земных потрясений. Даже "земные" люди поняли действенное значение красоты. И когда утверждаем: Любовь, Красота и Действие, мы знаем, что произносим формулу международного языка. Эта формула, ныне принадлежащая музею и сцене, должна войти в жизнь каждого дня. Знак красоты откроет все "священные врата". Под знаком красоты мы идем радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся. И теперь произнесем эти слова не на снежных вершинах, но в суете города. И чуя путь истины, мы с улыбкою встречаем грядущее".

Писалось это двадцать лет назад, а говорилось и гораздо раньше. Те самые, кто говорят, что они не знают, отлично слышали от меня самого. Знать-то они знают, но для каких целей им нужно набросить тень, внести неопределенность? "Клевещите, клевещите, всегда что-нибудь останется". А мы все же будем звать к прекрасному, и ценность творчества будет нашей основою».

«Истинное величие человека определяется только в веках. Пройдут века, и Облик Гуру в представлении человечества вырастет до своих истинных размеров и займет подобающее ему место среди высочайших Светочей Мира наряду с теми, кого мысль человеческая овеяла ореолом могущества, знания и силы. Дату 13 декабря будут отмечать по всей планете. Он, как и все замечательные люди своего времени, шел впереди своего века. Его мысль была устремлена в будущее. В этом будущем он видел осуществленным великое назначение человека как сотрудника Космических сил и гражданина Вселенной. Он не ограничивал жизнь человека Землею, он видел жизнь на Далеких Мирах и звал к сотрудничеству с ними. Он был твердо уверен, что человек выйдет за пределы планеты и вольется в жизнь Дальних Миров. Он считал, что на некоторых из них люди достигли высоких ступеней знания и силы и что землянам можно многому поучиться у них. Устремление к Дальним Мирам он считал фактором, открывающим перед человечеством новые возможности неслыханных достижений в области науки, во всех отраслях знания. Возможности человеческого знания он считал ничем не ограниченными. Он верил в великое светлое будущее человечества». Г.А.Й.,  1968 г. 581. (Дек. 14).

«День памятный отметим особо. Высокий Дух приходил в мир и оставил в нем свой жемчужный узор на века. Эволюция планеты получила мощный импульс. Рукотворчество великого художника имело мировое признание. Это бесспорно. Но огромное поле незримой деятельности его духа еще будет давать свои огненные следствия на протяжении многих столетий. Эта сторона его активности еще понимается мало, но завесу приоткрывают его книги и рукописи. Жил жизнью и интересами всей планеты и принимал участие в движениях и начинаниях, предуказанных Нами. Идея Знамени Мира, охраны сокровищ искусства и памятников, – Пакт Мира, объединение лучших представителей человечества под стягами культуры – все это прообразы тех форм жизни, в которые выльется судьба планеты в наступающей Светлой Эпохе Матери Мира. Он провозгласил понятия и идеи, до него не признаваемые человечеством, – идеи, признание которых потребует времени и борьбы, но без проведения которых в жизнь Земле грозит катастрофа. Его предвидение хода мировых событий носит планетарный характер. Исполнителем Великой Миссии Света, Посланником Иерархии был на Земле этот великий художник, философ, путешественник, археолог и человек великого сердца, всю свою жизнь отдавший на служение человечеству. Не будем считать его мертвым, ушедшим из мира, но поймем, что огненная деятельность такого Духа и служение его Свету не прерываются смертью. Смерть для тех, кто верит в нее и думает умереть, но венец сознательного бессмертия – удел Духов Великих». Г.А.Й., 1971 г. 770. (Дек. 13).

«Всем своим существом, каждой мыслью своей, всей жизнью своей Гуру являл собой сущность Учения Жизни, сущность Учения Владыки, ныне даваемого людям. Отделить его личность от Учения Жизни нельзя, ибо слито оно с ним неразрывно. Поэтому не будет ошибкой, если считать, что все данное в Учении Живой Этики полностью и безусловно разделяется Гуру, принято им. Для понимания характера Гуру и его творчества это очень важно, ибо, исходя из этого, можно безошибочно определить его характер, его творчество и его жизнь. Он являл собою Учение Огненной Йоги так, как понимал его, и выливалось это понимание в яром приложении на деле, в жизни». Г.А.Й., 1968 г. 588. (М. А. Й.).

 
10 декабря - день памяти Наталии Дмитриевны Спириной Печать E-mail
10.12.2012 г.

Спирина Наталия Дмитриевна

рериховед, общественный деятель, поэт, прозаик.

Руководитель Сибирского Рериховского Общества,

основатель музеев Н.К. Рериха в Новосибирске и на Алтае.

ЖИЗНЬ В ХАРБИНЕ. Детство и юность.

Наталия Дмитриевна Спирина родилась в семье служащих в китайском городе Харбине. Этот город, территориально относящийся к Китаю, почти полвека находился на перекрёстке разных эпох и культур, а в 1920-е годы превратился в крупный центр русской эмиграции на Дальнем Востоке. С самых ранних лет Наталия Дмитриевна полюбила поэзию, музыку, живопись, с семилетнего возраста обучалась игре на фортепиано.

Из воспоминаний Наталии Дмитриевны: «У меня с детства был интерес к духовным вопросам. Всегда было ощущение, что я смотрю не глазами, а через глаза, что нахожусь в теле, но я не тело; и почему-то ещё маленькой я знала, что жила раньше. Это было неслыханно, потому что церковь этого совершенно не признаёт и мои родители никогда бы этого не допустили, но у меня было такое внутреннее убеждение. И хотя меня водили в церковь, но искала я всегда какого-то прямого пути — не через ритуалы, обряды или длинные молитвы, которые мы обязаны были знать наизусть и читать перед сном и перед уроками, — меня интересовал прямой путь, "от сердца к сердцу". Как подойти к Богу ближе, проще? Как подходили к Нему святые? Как жить, чтобы выполнять Его заповеди? Меня интересовало именно это».

ЖИЗНЬ В ХАРБИНЕ. Духовные искания.

В 1941 году Н.Д. Спирина знакомится с книгами Учения Живой Этики. Первой из них стала книга «Аум». Именно тогда, по словам Наталии Дмитриевны, произошло её подлинное, духовное рождение. Она вспоминала: «Первая фраза, которую я прочла, раскрыв наугад книгу, была: "Молитва есть возношение и восхищение. Молитва есть провод к потоку Благодати". И я сказала себе: "Это моя книга, это то, что я искала". До сих пор я знала и слышала в церкви молитвы, которые в основном заключались в словах "подай" и "помилуй", то есть концентрировали на себе. А тут был как бы выход из склепа самости в необъятные просторы возносящей в небо любви к Высшему».

ЖИЗНЬ В ХАРБИНЕ. Борис Николаевич Абрамов.

Н.Д. Спирина: «Облик Бориса Николаевича можно охарактеризовать одним словом: благородство. … Самым главным, на чём он особенно и неустанно настаивал, было применение Учения в жизни. Каждый день применить что-то из даваемого».

Н.Д. Спирина занималась в группе у Б.Н. Абрамова в Харбине около двадцати лет. Опекала эту группу сама Елена Ивановна Рерих. В своём письме Борису Николаевичу от 23 января 1951 года она пишет, что Наталия Дмитриевна «не должна оявляться на тяжком физическом труде, ей нужно сосредоточиться на писательстве. Она может прекрасно писать... и напишет прекрасные статьи и полезные книжечки. (...) Так приветствую от всего сердца новую сотрудницу и радуюсь возможности для неё уявиться на такой прекрасной и столь нужной сейчас работе».

ЖИЗНЬ В ХАРБИНЕ. Начало поэтического творчества.

Посещая с гимназических лет литературно-поэтический кружок в Харбине, Наталия Дмитриевна, по её словам, «копила, впитывала поэзию», но сама стихов не писала. И только встреча с Учением Живой Этики раскрыла её удивительное поэтическое дарование, и зажёгся огонь духотворчества. Наталия Дмитриевна вспоминала: «Когда я раскрыла книги Учения и мне стали встречаться мысли очень близкие, которые меня зажигали, у меня стали складываться стихи, и только на темы Учения».

Елена Ивановна Рерих, переписываясь с Борисом Николаевичем, интересовалась его учениками, «молодой порослью», хотела знать, как идёт распространение Учения. Б.Н. Абрамов посылал ей стихи из сборника «Капли». В ответ Елена Ивановна писала: «О "Каплях"... могу сказать, что яро они мне близки и я принимаю их всем сердцем. Пусть пишет со всем пылом сердца своего, не сомневаясь ни в чём. Очень хотела бы иметь ещё несколько "Капель", ибо чую Источник их» (24 января 1954 г.). «Жду новых "Капель" от Наты. Очень они меня трогают... Также радовалась и за присланные "Капли". Сердце горит, и дух начинает творить свою сказку жизни... Любите — и вся радость придёт» (10 февраля 1954 г.).

НА РОДИНЕ. Конец 1950-х.

Воспользовавшись возможностью выполнить указанное, Б.Н. Абрамов и Н.Д. Спирина приезжают на Родину. Из двух предложенных им городов они выбрали Новосибирск. В Россию были привезены книги Учения, а Борис Николаевич смог провезти и Записи бесед с Учителем, и переписку с Рерихами.

Из рассказа Наталии Дмитриевны о прохождении таможенного досмотра на советско-китайской границе становится ясно, почему она называла это событие чудом. Сумки, сундуки и чемоданы были вскрыты все до единого — но таможенники не увидели книг Учения, которые могли быть тут же изъяты, как запрещённая литература. «Так что и такие бывают вещи: смотрят и не видят», — рассказывала Наталия Дмитриевна. Это великое чудо она объясняла Помощью Свыше, за которую не переставала благодарить до конца жизни.

НА РОДИНЕ. Новосибирск и Венёв.

В июне 1961 года Борис Николаевич, у которого были большие трудности с жильём, переехал в Венёв — старинный городок в Тульской области. Все 13 лет, которые Б.Н. Абрамов прожил на Родине после своего возвращения, Наталия Дмитриевна продолжала заниматься Учением Живой Этики под его руководством. Они интенсивно переписываются, обмениваются мыслями, отмечая происходящие в мире изменения и сопоставляя их с тем, что сказано в книгах Живой Этики.

НА РОДИНЕ. Преподавание музыки.

Н.Д. Спирина преподаёт в музыкальной школе. Не один десяток лет посвятила она этой профессии, которую очень любила. У неё был прирождённый талант педагога. Наталия Дмитриевна умела найти подход к самым трудным детям, зажечь их любовью к тому, чем горела сама. Она не только воспитывала в детях любовь к музыке, к искусству, но всем строем своей жизни закладывала в них основы Любви и Добра.

НА РОДИНЕ. Начало Рериховского движения в Сибири. 1960 – 1970-е годы. Первые выставки в Сибири. Встречи с С.Н. Рерихом. Первые Всесоюзные Рериховские Чтения.

Непросто было в 1960 – 1970-е годы открывать людям творчество Великой семьи Рерихов — идеологические ограничения были очень сильны. Для того чтобы продвигать идеи Учения, не нанося вреда ни порученному делу, ни доверившимся людям, нужны были совершенно особые качества духа.

При взгляде на тот большой период, который предшествовал всплеску интереса к наследию Рерихов в Сибири в начале 1990-х годов, становится ясно, что роль Наталии Дмитриевны Спириной в раскрытии этого наследия поистине огромна.

НА РОДИНЕ. Рериховское движение в 1980-е годы.

Изумляет количество вечеров, программ и докладов, проведённых и прочитанных Н.Д. Спириной в 1970 – 1980-е годы. Не меньше поражает и разнообразие аудиторий, перед которыми она выступает, — здесь самые разные возрастные и социальные группы. Она отзывается на все приглашения, если чувствует искренний интерес к творческому наследию Рериха.

Переписка Наталии Дмитриевны, тоже имевшая общественный характер, отражает огромную географию её общения: Москва, Ленинград, Киев, Таллинн, Вильнюс, Каунас, Рига, Свердловск, Омск, Магнитогорск, Пятигорск, Жданов, Львов, Симферополь, Пермь, Белгород, Обнинск, Алма-Ата и другие города Советского Союза.

СЛУЖЕНИЕ КУЛЬТУРЕ. Рубеж 1989 года.

Наталия Дмитриевна неоднократно говорила, что Зинаида Григорьевна Фосдик указывала на 1989 год как на год особенный. Это предсказание полностью подтвердилось: именно в этом году произошли события, свидетельствовавшие о новом этапе в Рериховском движении.

В феврале 1989 года в новосибирском Академгородке, в Доме учёных, состоялась первая в нашей стране конференция, посвящённая Елене Ивановне Рерих. Здесь впервые открыто говорилось об Учении Живой Этики.

По материалам сайта: http://spirina.info/biography

 
19 ноября – 301 год со дня рождения М.В. Ломоносова. Печать E-mail
19.11.2012 г.

«Ломоносов... может решать задачи Космоса…»

«Высокий путь», т. 1, 15 декабря

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.

 

Однажды один вельможа указал Михайле Ломоносову на дырку в его кафтане, вопросив с издёвкой: "Что это у вас, уважаемый академик, ум из кафтана выглядывает?" "Нет, - отвечал Ломоносов, - это глупость туда заглядывает". "С ним шутить было накладно. Он везде был тот же: дома, где его все трепетали; во дворце, где он дирал за уши пажей; в Академии, где, по свидетельству Шлецера, не смели при нём пикнуть. Вместе с тем Ломоносов был добродушен..." А.С. Пушкин.

Русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Денисовка Архангельской губернии (ныне с. Ломоносово) в семье помора. В 1731 г. он поступает учиться в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, выдав себя за дворянского сына, поскольку крепостных в академию не принимали. В 1735 г. он был послан в Петербург в академический университет, а в 1736 г. – в Германию, где учился сначала в Марбургском университете (1736-1739), под руководством известного физика и философа Христиана Вольфа, а затем во Фрейбурге в Школе горного дела (1739-1741) у горного советника И.Генкеля, ученика Г.Шталя. После возвращения в Россию в 1741 г. Ломоносов стал адъюнктом Физического класса Петербургской академии наук, а в 1745 г. – профессором химии Петербургской АН. С 1748 г. Ломоносов работал в учреждённой по его инициативе Химической лаборатории академии; химическими исследованиями он занимался также в домашней лаборатории и на основанном им в Усть-Рудицах близ Петербурга стекольном заводе.

Творческая деятельность Ломоносова отличалась исключительной широтой интересов. До 1748 г. Ломоносов занимался преимущественно физическими исследованиями, а в период 1748-1757 гг. его работы посвящены главным образом решению теоретических и экспериментальных вопросов химии. Его труды, относящиеся к математике, физике, химии, наукам о Земле, астрономии, стали рубежом в развитии науки, отграничивающим натурфилософию от экспериментального естествознания. Ломоносов изложил основы атомно-корпускулярного учения (1741-1750), разрабатывал кинетическую теорию теплоты (1744-1748), обосновал необходимость привлечения физики для объяснения явлений химии (1747-1752) и предложил для теоретической части химии название "Физическая химия", а для практической части – "техническая химия". Он также обратил внимание на основополагающее значение закона сохранения вещества в химических реакциях.

В руководимой Ломоносовым Химической лаборатории Петербургской АН выполнялась широкая программа экспериментальных исследований. Он разрабатывал точные методы взвешивания и объёмные методы количественного анализа. Проводя опыты по обжигу металлов в запаянных сосудах, Ломоносов показал, что их вес после нагревания не изменяется и что мнение Р.Бойля о присоединении к металлам "тепловой материи" ошибочно. Он изучал растворимость солей при различных температурах, установил факты понижения температуры при растворении солей и понижения точки замерзания раствора по сравнению с чистым растворителем. Ломоносов лично произвёл большое количество анализов горных пород. Он доказывал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря. В своём «Слове о рождении металлов от трясения Земли» (1757) и в работе «О слоях земных» (конец 1750-х годов, опубликована в 1763) он последовательно проводил идею о закономерной эволюции природы.

Ломоносов создал в России многие  химические производства – неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора. Он изобрёл фарфоровую массу, разработал рецептуру и технологию изготовления цветных стёкол, которые использовал для создания своих мозаичных картин. Ломоносов создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную (4,8х6,44 м) мозаику «Полтавская баталия» (1762-1764). Мозаичные работы Ломоносова были высоко оценены российской Академией художеств, избравшей его в 1763 г. своим членом.

Первым из русских академиков Ломоносов приступил к подготовке учебников по химии и металлургии: "Курс физической химии" (1754) и "Первые основания металлургии, или рудных дел" (1763). Ему принадлежит заслуга создания Московского университета, проект и учебная программа которого составлены им лично. Ломоносов создал основы русского химического языка, он написал также ряд трудов по истории, экономике, филологии; наряду с научными исследованиями Ломоносов занимался литературным творчеством и опубликовал несколько од и трагедий. На протяжении всей жизни учёный был инициатором самых разнообразных научных, технических и культурных мероприятий, направленных на развитие производительных сил России и имевших первостепенное государственное значение.

Именем Ломоносова названы Московский университет, Московский институт тонкой химической технологии, город в Ленинградской области (бывший Ораниенбаум), течение в Атлантическом океане, горный хребет на Новой Земле, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, возвышенность на острове Западный Шпицберген. Академия наук СССР учредила в 1956 г. Золотую медаль им. М.В. Ломоносова за выдающиеся работы в области химии и других естественных наук.

Михаил Васильевич Ломоносов – титан науки XVIII столетия, первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, просветитель;

-   химик и физик;

-   сформулировал принцип сохранения материи и движения;

-   заложил основы физической химии, учения о цвете, науки о стекле (постиг  тайны античной мозаики, изготовив смальту);

-   его молекулярно-кинетическая теория тепла предвосхитила современное представление о строении материи;

-   астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, художник, историк;

-   утвердил основания современного русского литературного языка, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики;

-   разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь;

-   открыл атмосферу у планеты Венера;

-   заложил основы изучения грозовых явлений;

-   первым указал на электрическое происхождение северных сияний.

«Творимое в России ценно тем, что не умещается в понимании иностранцев. Получается мечта о своей культуре. Новое может расти на новой почве, потому бережно отмечайте все происходящее. Может быть, оно покажется слишком мрачным, но тем крепче оно будет. Так Мы привыкли веками уменьшать худое и увеличивать доброе. Не считайте случайным возвеличивание Ломоносова. Такое пространственное цементирование магнитов укрепляет явление и в другом теле». «Высокий путь», т. 2, 15 декабря.

 

 

 
14 ноября – День Рождения Джавахарлала Неру. Печать E-mail
14.11.2012 г.

Джавахарлал Неру — один из лидеров индийского национально-освободительного движения

и Индийского национального конгресса,

первый премьер-министр независимой Индии.

Отец Индиры Ганди.

 

Джавахарлал Неру – Строитель новой Индии.

После обретения Индией в 1947 году независимости ее первый премьер-министр Джавахарлал Неру провозгласил курс на создание в стране общества «социалистического образца». Это означало усиленное внимание развитию государственного сектора экономики, поддержку мелкого предпринимательства, появление системы социального страхования. Неру старался примирить враждующие народы Индии, а также верующих: индуистов с мусульманами и сикхами. Он избегал радикальных решений и сумел сохранить баланс политических сил в стране и улучшил благосостояние людей.

«Радуемся речам Джавахарлала Неру. Можно сказать, единственное светлое явление на фоне общего безумия и страстного умственного оскудения. Можно сказать, что мир держится только Лучшей Страною и Индией» Письма Е.И. Рерих, 17 октября 1953 г.

В 1947 году территория Британской Индии получила независимость и была разделена на два самостоятельных государства – Индийский союз и Пакистанский доминион. И сразу начались кровавые столкновения между противоборствующими религиозными группировками – индусами, сикхами и мусульманами. Ситуация в Индии была очень непростой. Джавахарлал Неру понимал, что ему как премьер-министру прежде всего народ надо успокоить и заставить трудиться. Задача осложнялась тем, что Индия была многонациональным и многоконфессиональным государством с множеством противоречий.  Любое неверное высказывание могло привести к массовым выступлениям, кровопролитию.

В своих выступлениях Джавахарлал Неру старался всех успокоить и подчеркивал, что превратить бедного в богатого можно только в сказке, в реальной жизни этого нет. Процветания можно добиться напряженной работой, увеличением производительности труда и организацией справедливого распределения продуктов. Но это длительный и трудный процесс. В слаборазвитой стране капиталистический метод не предоставляет таких возможностей. А вот с помощью планового социалистического подхода можно достичь непрерывного прогресса.

Неру ориентировался на Советский Союз, но принимал от него только экономическую помощь. Он стал основателем «Движения неприсоединения», не особенно жаловал капиталистов, опасаясь, что свободная рыночная капиталистическая система разделит общество на прослойку богатых и создаст миллионы бедных…

Имя Джавахарлал, данное ему родителями при рождении, означает «драгоценный рубин». Он получил хорошее образование – учился в престижной школе в Харроу (Англия), в 1912 году закончил юридический факультет Кембриджского университета. Вернувшись в Индию, стал работать в адвокатской конторе отца в Аллахабаде и занялся политической деятельностью – активно сотрудничал с партией Индийский национальный конгресс (ИНК), одним из руководителей которой был его отец Мотилал Неру. Партия избрала своей целью борьбу за освобождение Индии от английского колониального гнета.

Джавахарлал Неру был образованным и по-европейски воспитанным человеком . Ему хотелось, чтобы на родной земле прижились достижения западного прогресса, старался повернуть население к новому демократическому порядку, но не хотел разрушать национальные традиции народа.

Неру импонировала доктрина Махатмы Ганди – освобождение Индии от великобританской колониальной зависимости ненасильственными средствами. За активное участие в политической жизни Неру не раз арестовывали и отправляли в тюрьму. В общей сложности он провел за решеткой 10 лет. Выходил на свободу и снова начинал свою борьбу. В 1938 году партия ИНК выросла до 5 миллионов человек, увеличившись со дня основания более чем в 10 раз.

В 1950 году Неру провозгласил Индию светской и демократической республикой. В ее Конституции были записаны гарантии основных демократических свобод. Это была его несомненная победа.

В 1955 году он посетил Москву, где его ждал теплый прием. В дальнейшем он сблизился с Советским Союзом, в котором видел мощный противовес Китаю. Постепенно российско-индийские отношения становились все более тесными. Вполне возможно, что они переросли бы в дружеские, союзные, но этому помешала смерть Неру, который скончался в Дели от сердечного приступа 27 мая 1964 года.

Слева направо: Джавахарлал Неру, Святослав Николаевич Рерих,

Индира Ганди, Елена Ивановна Рерих, Николай Константинович Рерих,

отец Константин и М. Юнус в Кулу, 1942.

 

 

 
<< [Первая] < [Предыдущая] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [Следующая] > [Последняя] >>

Результаты 55 - 63 из 309
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header