header
header
header
header
header    
header Главная arrow Здоровье и активное долголетие arrow Духовно-психологические аспекты arrow 27. КАРДИОЦЕНТРИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В РАМКАХ РЕЛИГИОЗНЫХ И ДУХОВНЫХ УЧЕНИЙ. Т.А.Проценко
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
27. КАРДИОЦЕНТРИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В РАМКАХ РЕЛИГИОЗНЫХ И ДУХОВНЫХ УЧЕНИЙ. Т.А.Проценко - 1.Обзор религиозных традиций E-mail
Оглавление
1.Обзор религиозных традиций
2.Иисусова молитва
3.Синтез ума и сердца
4.Культура Сердца в Агни Йоге
5.Физиологические механизмы кардиоцентрических практик
6.Психологические эффекты духовных практик
7.Общение с Высшим
8.Соматическиеизменения в ходе духовной практики
9.Приложение
 

 

 

 

 

 


 Несмотря на то, что развитие человечества всегда было обусловлено работой его интеллекта (то есть работой мозга), о мозге во все века упоминали мало. Всю психическую жизнь человека связывали с сердцем. Ему приписывалась роль центра, который повелевает как всеми физическими процессами, так и духовными, напитывает энергией, служит связующим звеном между плотью человека и Божественным Высшим Началом. Сердце воспринимали как основной орган чувствований и ощущений, в том числе - духовных. Во многих религиях именно в сердце помещалась бессмертная божественная искра человеческого существа, его истинное «Я». Все позитивные изменения, которые могут происходить с психикой человека, неизменно должны были осуществляться через сердце и посредством его.

В индуизме сердце - божественный центр в человеке (Атман), место обитания Брахмы, верховного Божественного. Это бесконечно малая и, в то же время, бесконечно большая точка, не имеющая измерения, от которой в окружающий мир отходят бесчисленные лучи познания и  устремлений. Атман есть Брахман, говорили древние индийцы, в сердце наше внутреннее «Я» и Божественное не просто соприкасаются, а представляют собой единой целое.

В буддизме энергетический центр сердца есть пребывание сущности Будды, Неразрушимая Капля, точка чистого сознания, которая переходит из воплощения в воплощение. Когда мы приближаемся к порогу нового воплощения, эта Капля вселяется в новое тело и притягивает в течение жизни к нам различные условия и ситуации. Кроме того, посредством сердечной чакры человек может воспринимать совершенно другую реальность, кроме материально-бытовой. Контакт с сердцем, если человеку удается его осуществить, приносит блаженство, чистоту, равновесие и развивает способность к состраданию.

Древние даосы уподобляли сердце духовному центру человека, «государю на троне». Впрочем, понятие «сердце» («синь») означало вообще сердцевину, центральную точку любой вещи, живой или неживой.  Целью своей практики даосы видели достижение покоя в сердце (беспристрастия), ибо только при этом условии можно идти по Пути. Кроме того, указывалось, что сердце должно быть «пустым», свободным от страстей и желаний, тогда оно духовно взрастает и человек становится мудрым.  В сердце физическом скрыто еще сердце духовное. Чем больший покой воцаряется в физическом сердце, тем больше усиливается сияние духовного. Это сияние проявляется не только в поступках человека, а даже в «благообразной» внешности его. Накопление внутренних сил духовного сердца является неисчерпаемым источником жизни и служит достижению долголетия.

В иудаизме сердце человека считалось обиталищем Шехины - Святого духа, в нем скапливается духовная энергия самой высокой концентрации, это - источник жизненных сил и добра.   Лишь от решения самого человека зависит, станет ли он «вместилищем» Шехины. Согласно еврейской традиции, душа человека имеет три «этажа»: нефеш, руах и нешама. Каждому этажу соответствует свой физический проводник, благодаря которому «сигналы» души проявляются на уровне тела, чувств и ума. Человеческий мозг принимает и переводит сигналы от нешамы - в концепции и идеи. Сердце принимает сигналы от руах и переводит их в эмоции и речь. Печень связана с нефеш - она переводит «послания» в желания и побуждения. Мозг получает послание от нешамы (духовной энергии Творца), воспламеняет сердце, которое, в свою очередь, передает эмоции на этаж нефеш. Печень, по представлениям иудаистов, наполняет все органы кровью. Таким образом,  Божественное Присутствие (Шехина) наполняет всего человека и переводится в действие.

Если сердце человека наполнено негативными мыслями и чувствами, то связь между сердцем и мозгом позволяет этим чувствам и мыслям захватить мозг порочным огнем. Нешама, духовная энергия, перестает поступать в мозг, и он начинает обслуживать лишь порочные желания сердца. Это, в свою очередь, приводит в дурным поступкам.

Очищать сердце в иудаизме рекомендовалось соблюдением всех положений Торы, чистотой помыслов и молитвой. Когда Шехина (Святой Дух) пребывает в сердце, человек становится неуязвим для сил зла, обладает хорошим здоровьем и живет долго. Разрушение физического тела наступает лишь тогда, когда рвется связь между нешамой и руахом. Но и задолго до смерти такой человек есть ни что иное как «живой мертвец».

В исламе сердце - центр существа; "глаз сердца - это духовный центр, абсолютный разум, просветление". Сердце сравнивалось с зеркалом. Оно может отражать лишь материальное и тогда покрывается ржавчиной, коростой. А может видеть во всем проявленном в мире Аллаха.

Ислам различал четыре функции сердца. Телесное сердце и сердце как источник жизненной «теплоты», которая проникает во все органы и дает им жизнь. Кроме того, сердце как источник чувств и желаний и сердце, осознающее Вселенную как проявление Бога. Разумеется, если сердце наполнено верой, истинным знанием и добром, то человек будет праведен в поступках и образе мыслей. Если, напротив, сердце будет наполнено алчностью, сомнением, гневом, жестокостью, то и действия такого человека будут соответствующими, порочными. Именно сердце является мерилом истинной праведности человека.

«Открыть» сердце - значит, оживить «глаза» и «уши» сердца, сделать его восприимчивым в познанию Высшего, открыть дверь в миры истинных смыслов. Ислам - это способность сердца внимать непосредственно Богу. Глухой и слепой сердцем человек даже не представляет себе, чего он лишился, он ожесточается и деградирует.

Открытие сердца предполагалось достигать самоконтролем мыслей и намерений, избавлением от страстей, постоянным стремлением к ощущению присутствия Бога в жизни. Кроме того, необходимо постоянно произносить одно из имен Аллаха, мысленно или с помощью речи, молиться и читать Коран. Другого пути, кроме как любить Аллаха и стремиться к нему всеми помыслами, нет. Омертвевшее сердце разбудить невозможно, ибо оно не спит, а действительно умерло, хотя человек может продолжать физически жить.

Наиболее разработано учение о сердце в христианстве. Судя по многим источникам (в первую очередь основываясь на Библии) сердце выполняет следующие функции:

  • орган всех чувствований (эмоций) человека
  • орган мышления
  • орган памяти
  • орган воли
  • орган любви
  • орган совести
  • орган интуиции
  • орган нравственного контроля
  • орган - индикатор истинности
  • орган единения людей
  • орган, связующий с Богом.

То есть в христианской традиции сердцу приписывались все функции сознания. Неудивительно, что в Библии слова «сердце», «душа», «дух» часто употребляются как взаимозаменяемые. Сердце считалось сокровенным центром всей жизни человека - физической, душевной и духовной. Глубина этого центра поистине невообразима, это бездна, в которую очень многие люди боятся заглянуть, а потому не знают себя, не говоря уж о понимании других людей. Центр личности, сердце, есть тайна, тайна Сущности, тайна Вечности. Неудивительно, что при соприкосновении с ней человек переживает как бы второе рождение, у него открывается духовное «зрение», он начинает совсем по-другому воспринимать и мир, и себя. Он становится религиозным в подлинном смысле этого слова, испытывая чувство глубокого благоговения, мистического трепета от открытия Бога в самом себе и открытия себя в Боге. Иными словами, сердце - это орган религиозного познания, мышления и переживания. «Бессердечный» человек есть человек без любви, без религии, без совести.

«Сердце есть орган высшего познания, орган общения с Богом и со всем трансцендентным миром» (архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).

Лишь в глубине сердца возможно реальное соприкосновение с Богом, его Святым Духом и божественной Любовью. Более того, лишь посредством сердца можно соединиться и в полной мере познать и возлюбить ближнего. Христианская любовь есть любовь от сердца к сердцу, глубокая и неразрывная.

Не отрицая роли ума (интеллекта), христианство признает его ценность лишь в сочетании с сердцем. При возникновении стены между умом и сердцем, при их разобщении, подлинно религиозная жизнь невозможна, так же как невозможна истинная любовь и истинное познание. Ум обязательно должен согреваться сердцем, сердце должно быть основой, фундаментом ума. При «погружении ума в сердце» человек мыслит ясно, светло, чисто и добро.

Христианство впервые в мировой истории возвестило, что сущность личности есть любовь, без любви человек становится «неживым». Без наполнения сердца любовью происходит его засыхание, сморщивание, умирание,  человека вместо радости Бытия одолевает тоска, скука, пустота. Он превращается в ничтожество.  "Если я не имею любви, то я ничто".  Более того, поскольку сердце властвует над всеми физическими органами, то омрачение души вызывает и болезни тела. Греховная жизнь отемняет и искажает даже лицо человека, меняет его внешность.

Для преуспеяния в христианской жизни от человека требуется внимательность к своим мыслям, чувствам и поступкам (то есть самоконтроль) и трезвение, под которым понималось постоянное пребывание ума в сердце для охранения сердца от страстей и греха. Недопустимой является любая порочная или осуждающая кого-либо мысль. Более того, необходимо придавать большое значение и непроизвольным мыслям - помыслам и поползновениям, стараясь держать под контролем самые тонкие проявления всей сознательной жизни.

Когда человек живет только умом, он охлаждает при этом сердце, становясь чёрствым душой, хотя и рассудительным и расчётливым. Ум, сердце и воля должны быть в единстве, а не разъединены. Лишь только тогда, когда ум неразрывно связан с сердцем, а также в союзе с твердой волей становится возможным выполнение основной задачи земной жизни человека: воссоединение души с Богом путем устранения всех препятствий к тому (спасение души).



 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header