header
header
header
header
header    
header Главная arrow Здоровье и активное долголетие arrow Духовно-психологические аспекты arrow 27. КАРДИОЦЕНТРИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В РАМКАХ РЕЛИГИОЗНЫХ И ДУХОВНЫХ УЧЕНИЙ. Т.А.Проценко
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
27. КАРДИОЦЕНТРИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В РАМКАХ РЕЛИГИОЗНЫХ И ДУХОВНЫХ УЧЕНИЙ. Т.А.Проценко - 1.Обзор религиозных традиций E-mail
Оглавление
1.Обзор религиозных традиций
2.Иисусова молитва
3.Синтез ума и сердца
4.Культура Сердца в Агни Йоге
5.Физиологические механизмы кардиоцентрических практик
6.Психологические эффекты духовных практик
7.Общение с Высшим
8.Соматическиеизменения в ходе духовной практики
9.Приложение

 

 

 

 

 

Общение с Высшим 

Что бы ни понималось в различных духовно-религиозных учениях под Высшим, всегда и всюду предстоянию перед Ним, обращению к Нему, должны предшествовать некоторые условия. Читая и слушая некоторые сведения о якобы состоявшемся Контакте между человеком и Высшим, начинаешь сомневаться - с чем же, в действительности, контактировал ищущий? Не приведя свое сознание в должное спокойное состояние, не удосужившись серьезно исследовать свои собственные мысли и желания, на фоне эмоциональной экзальтации...стоит ли доверять «сведениям» и «сверхощущениям», полученным таким образом?

 Условия ясного объективного мышления давно уже описаны. Давно известны и условия устойчивой и плодотворной связи с Высшим. Эти условия совпадают:

  • Обязательное предварительное ознакомление с той суммой знаний, которая накоплена человечеством в этой области (проще говоря - читать надо побольше)
  • Сформированное мировоззрение
  • Спокойная окружающая обстановка
  • Внутренняя «настроенность» на происходящее
  • Успокоение эмоциональной сферы
  • Успокоение «мысленного конвейера», то есть хаотичного потока мыслей, особенно связанных с бытовыми вопросами. Особенно - негативных.
  • Успокоение дыхания
  • Применение одной из методик мысленного сосредоточения (концентрация внимания на чем-либо)
  • Мышечное расслабление
  • Отсутствие предубеждений, отсутствие заранее определенных ожиданий, мыслей и ощущений (только при этом условии возможно «получить» умственно и духовно нечто новое, а не просто самовнушенное)

При соблюдении перечисленных условий мы в итоге достигаем желаемого состояния: гармонизация мозговой деятельности, уменьшение ассиметрии полушарий головного мозга, преобладание тонуса парасимпатической нервной системы (о ней будет идти речь дальше). На этом фоне наше сознание начинает ясно мыслить и четко воспринимать. Что воспринимать? Те сигналы, которые ранее были постоянно заглушаемы ментальным и эмоциональным шумом. Сейчас много говорят о так называемом Подсознании и Сверхсознании человека. На самом деле, по-видимому, речь идет об одном и том же - о Неосознаваемом в обычной жизни. В условиях «внутреннего равновесия» (как принято именовать синхронизированную активность мозга) наше сознание начинает улавливать как подпороговые сигналы от внутренних органов и органов чувств, так и «голос» правого полушария, обычно заглушаемого рассудочно-словесной деятельностью левого. А с правым полушарием связываются творческие потенции человека и его мистические образно-интуитивные переживания. По сути, в нашей психике существует два «Я» и та часть, к которой принято апеллировать в духовной практике, явно правополушарного происхождения.

Как было уже сказано выше, одним из самых эффективных способов достичь неглубоких измененных состояний сознания является концентрация на области сердца. Думается, что под «содружеством сердца и ума» понималось такое состояние мозга, которое в равной мере дает «право голоса» обоим полушариям головного мозга, в таком случае человек мыслит «содружественно» аналитическим и образно-интуитивным способом. Несомненно, что при этом возрастает мощь психических процессов и их продуктивность (в частности, появляется некоторая способность к предвидению, нахождению адекватного решения сложных проблем, появлению творческих «озарений» и пр.). Не забудем, что во многих учениях (в том числе и в Агни Йоге) говорится, что у большинства людей ближайший духовный Учитель - это  внутреннее истинное «Я» человека («высшая Триада»).  

Рекомендация постоянного памятования о сердце, советовании с ним и т.д., по сути, представляет собой рекомендацию постоянного неглубокого ИСС со всеми его положительными эффектами, среди которых: эмоциональная невовлеченность в мелко-бытовые перипетии, синхронизация мозговой активности, «обоеполушарное» мышление, экономное расходование энергетических ресурсов мозга и др. Не представляет сомнения, что такой режим работы психики, если он становится привычным, самым благотворным образом сказывается на общем уровне психического здоровья, ясности и позитивности мышления, фоне настроения. Является ли это следствием образования «канала связи» между Высшим Миром и человеком, следствием связи сознания человека со своим истинным «Я» или просто следствием правильно организованной работы психики - вопрос дискуссионный и выходит за рамки данной статьи. Важен положительный эффект. А он есть, и немалый. Причем, чем дольше практика - тем этот эффект значительнее.

Духовный «подтекст» (то есть обращение к Высшему Миру, Богу или Учителю) имеет очень важное достоинство. В экспериментах по синхронизации ритмов сердца и мозга было установлено: наибольший эффект достигается при концентрации внимания на сердце и одновременном испытывании положительных эмоций, особенно - любви и благодарности. В повседневной жизни, к сожалению, испытывать такие чувства нам приходится не так часто, как хотелось бы. Совсем другое дело - существование постоянного «объекта» вовне, который вызывал бы такого рода переживания по отношению к себе. В Агни Йоге, например, рекомендуется постоянное памятование о ведущем и постоянно незримо присутствующем в нашей жизни Учителе. Во-первых, это позволяет осуществлять самоконтроль мыслей и чувств (вернее, придает смысл этому контролю). Во-вторых, такой высокий Образ не может не вызывать у человека положительных эмоций любви, доверия и благодарности. Разумеется, наше поклонение и любовь как таковые не нужны ни Богу, ни Учителю. Они нужны, в первую очередь, нам самим, поскольку позволяют осуществлять самоконтроль, достичь внутреннего равновесия, гармонизировать мышление и психику в целом. На собственном опыте каждый может удостоверить, насколько различен эффект от атеистических «просто психотехник» и психотехник духовной направленности, практикуемых ради Высшего и в Присутствии Его.

Что касается несоблюдения основных условий, описанных выше, то тут можно сказать однозначно: абсолютно все, что бы нам не привиделось и не услышалось, будет представлять «продукт» деятельности ума, аналитического левого полушария. Этот факт, вполне объяснимый с позиции нейробиологии и нейропсихологии, может иметь печальные следствия. Человек будет думать, что его «внутренний голос», «советы Учителя», видения мира Горнего и пр. - это действительность, и она служит доказательством «духовности» ищущего. В то время, как, на самом деле, человек имеет дело всего лишь со своими фантазиями. Духовность человека проявляется в «осветлении», позитивности, его мышления, эмоций и поведенческих реакций, а вовсе не в «голосах» и «видениях». Об этом многократно и в течении многих тысячелетий предупреждают все серьезные религии, духовные учения.

Подлинные трансцендентальные переживания даются только избранным, имеющим определенную миссию духовного водительства. Перед остальными людьми стоят совсем другие задачи - избрать соответствующее своей внутренней структуре духовное учение и следовать ему в практической жизни. Искание сверх- или поту-сторонних ощущений в результате может привести к серьезным осложнениям, вплоть до патологического душевного расстройства. Особенно это касается людей, уже имеющих некоторые проблемы с психикой (а процент таковых в настоящее время достаточно велик). Но и для полностью психически уравновешенных людей рекомендуются на первых порах достаточно простые духовные практики, которые ни в коем случае не должны быть настроены на фантастические «сюжеты». Наш мозг достаточно развит, чтобы «генерировать» любое желаемое представление  - посмотрите, какое фантастико-мистическое разнообразие царит на экранах телевизоров, это же произведение вполне земного человеческого творчества. Другое дело, что мы отличаем настоящую реальность от телевизионной, выдуманной. А вот в случае «внутреннего» фантазирования провести различение намного труднее. Честно сказать - и не стоит этого делать, поскольку в любом случае человек будет необъективен.

Не боясь повторения, еще раз скажу:

ожидаемыми ощущениями от духовной практики должны быть: приподнятое настроение, некоторая (не очень выраженная) отстраненность от бытовой суеты, позитивные мысли и эмоции, бодрость, хорошая работоспособность, доброжелательность во взаимоотношениях, умение ясно, гибко, разносторонне и четко мыслить, реализм целей и средств их достижения, открытость и честность, целесообразность и равновесие во всем. Это есть «лезвие бритвы», по которому только и может идти духовный искатель в наше время. Это же есть признаки здоровой психики. Это же есть, по Агни Йоге, основные условия нагнетания психической энергии.

  Впрочем, есть еще один эффект духовных практик, о котором почему-то мало говорят (видимо, считая его не столь уж важным).  И к кардиоцентрическим методикам он относится более, чем к каким-либо иным.

 



 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header